logo
Мат культура древнего Египта

15. История фарфора

История его насчитывает более трех тысяч лет. Но само начало производства фарфора в промышленных масштабах относится примерно к VI-VII векам

, когда путем совершенствования технологий и подбора исходных компонентов стали получать изделия, отличающиеся белизной и тонкостью черепка. По преданию, древние китайцы не могли определиться с материалом для изготовления посуды: нефрит - дорого и святотатственно, глина - некрасиво и недолговечно, дерево - неэстетично. Потом совершенно случайно мастера нашли способ изготавливать фарфор... Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфором, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству. Фарфор Медичи был предшественником французской пат тандр (мягкой пасты), или мягкого фарфора. Сами по себе эти изделия были очень красивы; в них чувствовалось тонкое понимание духовного начала восточного искусства. Некоторые из них были очень удачными имитациями, но не фарфора, а китайских сине-белых изделий. Герцог Франческо ди Медичи украсил свой дворец произведениями фарфора Медичи и, кроме того, использовал его в качестве дипломатических подарков другим государям. Виды фарфора( Твердый фарфор, Мягкий фарфор, Костяной фарфор) Так называемый фарфор Медичи, который по своим свойствам занимал среднее положение между твердым и мягким фарфо­ром, был хотя и прозрачным благодаря белой глине из Виченцы, но желтоватым, и глазурь поэтому применялась белая, уже знакомая по майоличному производству. Период Бётгера (1710 – 1719). Одновременно производятся каменная посуда в фарфор, при­чем в обоих видах выступают одинаковые формы, большей частью заимствованные у ки­тайцев. Новыми являются только фарфоро­вые высокие стаканы в форме перевернутого колокола. Твердость каменной посуды дозво­ляла различные техники декора: мотивы китайской или античной орнаментики оттискивались наподобие рельефа в формах, так называемый орнамент «берен», барочные лист­венные побеги и бандельверк исполнялись резьбой и полировкой — техникой, заимство­ванной из стеклодельного ремесла, «шинуазри» расписывались золотом и серебром (в наши дни уже оксидируются) СЕ́ВРСКИЙ ФАРФО́Р, художественные изделия фарфорового завода в Севре, близ Парижа. Первоначально фарфоровая мануфактура была основана в 1738 в замке в Венсене и выпускала главным образом изделия из мягкого фарфора. Мейсенский фарфор, изделия первого в Европе фарфорового завода, основан в 1710 в г. Мейсен. Изделия первого (бётгеровского) периода (1710—19) — строгие по формам сосуды из каменной массы и фарфора. Веджвуд — одним из старейших центров производства керамики, располагается в самом сердце гончарного промысла Британии — графстве Стаффордшир. Сочетание элегантной красоты, высочайшего мастерства с уникальными технологиями и инновациями за 250 лет создали вокруг изделий Веджвуда ауру аристократического величия.