logo
Мат культура древнего Египта

29. Класицизм в интерьере и костюме

Классицизм как целостная художественная система зарождается во Франции в XVII веке. В 30-х годах XVII века архитектор Мансар предложил изломанную форму крыши с использованием чердака под жилье. Эта система, названная по имени автора мансардой, получила распространение по всей Европе. Отличительные черты этого стиля - пышность и роскошь. Мебель эпохи классицизма - добротная и респектабельная, изготавливалась из ценных пород дерева. Она была достаточно изящной, но в ней не было вычурности, свойственной стилю барокко. Большое значение приобретает фактура дерева, выступая в качестве декоративного элемента в интерьере. Люстры и светильники снабжаются хрустальными подвесками и достаточно массивны в исполнении.В интерьере присутствует также фарфор, зеркала в дорогих рамах, книги, картины. Для создания интерьера в классицистическом стиле дизайнеры обычно подбирают соответствующие ткани, как правило в эту тему хорошо вписываются яркие, богатые сорта текстиля, в том числе гобелены, блестящая тафта и бархат. Цветовое решение интерьера в стиле классицизм - это спокойные и благородные тона, сочетание светлых пастельных - кремовых, бледно-желтых, чуть зеленоватых - стен с теплыми коричневыми тонами благородного дерева паркета и мебели. Лепнина сдержанных форм в античном стиле, натуральный камень, дерево, шелк (стены обтянуты тканями). Колонны, большие плоскости, элементы античности, статуи. Дорогая отделка «под золото». Цветовая палитра - белый, голубой, розовый с золотом, цвета молодой листвы и нежной ванили. Паркет из дорогих сортов дерева. Для освещения используются люстры из хрусталя, натурального прозрачного камня или дорогого стекла, бронзовые или позолоченные люстры с плафонами, имитирующими свечи. Шторы с мягкими линиями, плавные перекиды, классические ламбрекены и сваги.

Формирование этого стиля привело к новому обращению к античному искусству как идеальному образцу. Для женского костю­ма начала XIX века характерны были прозрачная батис­товая туника (она надевалась на трико телесного цвета с глубоким вырезом, длинным шлейфом и легкие санда­лии. Этот туалет дополняли многочисленные ювелирные украшения с революционной эмблематикой, а также камеи. Врачи того времени безуспешно указывали на опасность такой моды для здоровья, когда тело зимой было лишь прикрыто легкой тканью. Жёсткие каркасы для юбок платьев выходят из употребления, юбка теперь драпируется не по бокам, а сзади, такую юбку называют турнюр. Причём для платьев чаще всего используются лёгкие ткани светлых тонов. Платья также начинают подпоясывать поясом чуть выше талии, завышенная талия будет весьма характерна для следующего за классицизмом стиля – ампир.Причёски первоначально ещё оставались высокими и напудренными, но затем волосы перестают пудрить и начинают завивать в локоны. Также в моду входят шляпы – огромные, из бархата и шёлка, а также широкополые «английские» шляпы.Для верховой езды дамы облачаются в платья-амазонки, состоящие из юбки и жакета, напоминающего мужской фрак. Что касается мужской моды, то в ней также сильно английское влияние. Английский суконный фрак вытесняет французский шёлковый кафтан. Английский фрак, в отличие от французского кафтана, шился из тканей более тёмных и строгих расцветок. Фрак имел стояче-отложной воротник и отогнутые от талии полы. Такой фрак служил парадной одеждой. Но французы всё же оставались верны себе и к английскому фраку так или иначе добавляли вышивки и иногда шили его из шёлка.В моду также входит редингот – что-то среднее между пальто и сюртуком, он также приходит из Англии, где первоначально служил для верховой езды. Отличительной особенностью редингота являются прямые полы и шалевый воротник.Жабо и манжеты на рубашках становятся уже. Кюлоты остаются по-прежнему узкими и застёгиваются под коленом. Чулки были белыми или полосатыми. Обувью служили башмаки с большой металлической пряжкой.Парики постепенно выходили из моды, а волосы теперь зачёсываются назад и собираются на затылке в пучок, который завязывается чёрной ленточкой. В моду входят «английские» шляпы — конические, с невысокой тульей и узкими полями. А к рединготу надевают цилиндр.Именно в эпоху классицизма в мужскую моду входят и галстуки.