Инженерная деятельность и проектирование.
Общество с развитой рыночной экономикой требует от инженера большей ориентации на вопросы маркетинга и сбыта, учета социально-экономических факторов и психологии потребителя, а не только технических и конструктивных параметров будущего изделия.
Инженерная деятельность предполагает регулярное применение научных знаний (т.е. знаний, полученных в научной деятельности) для создания искусственных, технических систем - сооружений, устройств, механизмов, машин и т.п. В этом заключается ее отличие от технической деятельности, которая основывается более на опыте, практических навыках, догадке. Поэтому не следует отождествлять инженерную деятельность лишь с деятельностью инженеров, которые часто вынуждены выполнять техническую, а иногда и научную деятельность (если, например, имеющихся знаний недостаточно для создания какой-либо конкретной технической системы). Инженерную деятельность необходимо рассматривать независимо от того, кем она реализуется.
Современный этап развития инженерной деятельности характеризуется системным подходом к решению сложных научно-технических задач, обращением ко всему комплексу социальных гуманитарных, естественных и технических дисциплин. Однако был этап, который можно назвать классическим, когда инженерная деятельность существовала еще в "чистом" виде: сначала лишь как изобретательство, затем в ней выделились проектно-конструкторская деятельность и организация производства.
Обособление проектирования и проникновение его в смежные области, связанные с решением сложных социотехнических проблем, привело к кризису традиционного инженерного мышления и развитию новых форм инженерной и проектной культуры, появлению новых системных и методологических ориентаций, к выходу на гуманитарные методы познания и освоение действительности.
Три основные этапа развития инженерной деятельности и проектирования:
1) классическая инженерная деятельность;
2) системотехническая деятельность;
3) социотехническое проектирование.
-
Философия техники как научная дисциплина.
Для философии техники характерно отсутствие единой философской системы; наряду с собственно философской она включает и другие формы рефлексии по поводу техники – историческую, аксиологическую, методологическую, проектную. Философский характер такого рода размышлениям придает направленность мышления на уяснение идеи и сущности техники, на понимание места техники в культуре и в социальном универсуме, в историческом контексте. Существует точка зрения, согласно которой философия техники – это скорее не собственно философия, а междисциплинарная область знаний, для которой характерно самое широкое рассмотрение техники. При этом опираются на то, что философия техники включает разные формы рефлексии и по языку далеко отклоняется от классических философских традиций. В целом философия техники ориентирована на две основные задачи. Первая – осмысление техники, уяснение ее природы и сущности – порождена кризисом не столько техники, сколько всей современной «техногенной цивилизации». Постепенно становилось понятным, что кризисы нашей цивилизации – экологический, антропологический, кризис культуры и другие – взаимосвязаны, причем техника (и более широко – специфически техническое отношение к миру) является одним из факторов, вызывающих это глобальное неблагополучие. Вторая задача – это поиск путей разрешения кризиса.
При этом уяснение природы техники — это не просто созерцание технической действительности, а вопрос 6 возможности влиять на ее развитие. Так называемое чисто объективное, незаинтересованное изучение техники сегодня малопродуктивно и может лишь усугубить кризис, вызванный, конечно, не только техникой, но и техникой в том числе. Напротив, изучение техники предполагает признание неблагополучия, кризиса культуры и требование понять технику как момент этого неблагополучия. В этом плане техника является неотъемлемой стороной современной цивилизации и культуры, органически связана с их ценностями, идеалами, традициями, противоречиями. Но кризисы, особенно глобальные, угрожающие жизни, необходимо преодолевать. Следовательно, изучение техники должно помочь в разрешении кризиса нашей культуры, должно исходить из идей ограничения экстенсивного развития техники (или даже отказа от традиционно понимаемого технического прогресса), трансформации технического мира, концепций создания принципиально новой техники, т. е. такой, с которой может согласиться человек и общество, которое обеспечивает их безопасное развитие.
- Вопросы для сдачи кандидатского экзамена (технические и естественные науки)
- Техника и технологии в системе культурных ценностей.
- Характеристика факторов технологического процесса.
- Взаимоотношение техники и технологий с культурой.
- Сущность и содержание понятия «Основной поток технологического развития».
- Сущность и содержание понятия «Технико-гуманный баланс».
- Архаичная техника. Основные этапы развития техники.
- Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.
- Критика техники в работах э.Гуссерля, н.А. Бердяева, м.Хайдеггера.
- Предмет и основные проблемы философии техники.
- Инженерия как социальный институт.
- Инженерная деятельность и проектирование.
- Основные свойства информационных ресурсов (виды ир, их взаимодействие, основные законы формирования ир).
- Информационные ресурсы могут быть различных видов
- Инструментальные средства формирования и использования информационных ресурсов общества.
- Интеллектуальный потенциал общества, его значение и методы активизации.
- Понятие информационного общества.
- Информатизация общества как глобальный процесс.
- Кризис индустриальной цивилизации и особенности переходного периода к информационному обществу.
- Информационная среда общества.
- Производство и использование знаний информационных ресурсов.
- Интернет как социальное явление.
- Информационная культура личности.
- Проблема информационного обеспечения развития общества.
- Информатизация процессов воспитания и образования.
- Информатика и творчество.
- Информационная безопасность в современном обществе.
- Логика как метод математики. Доказательство, аксиоматика, интуиция.
- Математика, естествознание, философия. И. Кант, о. Конт, а. Эйнштейн, а. Пуанкаре
- Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и образования вXxIв.
- Конструктивная природа информатики: взаимосвязь искусственного и естественного. Процессоры Дж. Хонфилда, с. Гроссберга.
- Философия информатики к. Шеннона.
- Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития общества.
- Научно-техническая политика: социокультурные проблемы передачи технологий и внедрения инноваций.
- Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира.