Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития общества.
Сегодня проектирование не может опираться только на технические науки. Выход инженерной деятельности в сферу социально-технических и социально-экономических разработок привел к обособлению проектирование в самостоятельную область деятельности и трансформации его в системное проектирование, направленное на реорганизацию человеческой деятельности, а не только на разработку машинных компонентов. Формируется социотехническое проектирование, задачей которого становится целенаправленное изменение социально-организационных структур. Деятельность современного инженера связана с природной средой, основой жизни общества и самим человеком. Решая свои узко профессиональные задачи, инженер активно влияет на общество, человека, природу и не всегда наилучшим образом. В его функции входит и обеспечение нормального функционирования технических устройств в обществе, удобство обслуживания, бережное отношение к окружающей среде и т.д. Мало создать техническую систему, необходимо организовать социальные условия ее внедрения и функционирования с максимальными удобствами и пользой для человека. Новое состояние в системном проектировании представляет собой проектирование систем деятельности – социотехническое проектирование, где главное внимание должно уделяться не только машинным компонентам, а человеческой деятельности, ее социальным и психологическим аспектам. Прежде всего, социотехническое проектирование характеризуется гуманитаризацией. Социотехническое проектирование – это проектирование без прототипов. Поэтому оно ориентировано на реализацию идеалов, формирующихся в теоретической или методологической сферах или в культуре в целом. Его можно охарактеризовать как особое проектное движение, в которое вовлечены различные типы деятельности: производственная, социального функционирования, эксплуатационная. В социотехническом проектировании объектом проектирования становится коллективная человеческая деятельность, поэтому оно должно ориентироваться на социальную проблематику как на определяющую. Социотехническая установка современного проектирования оказывает влияние на все сферы инженерной деятельности и всю техносферу, что выражается прежде всего в признании необходимости социальной, экологической оценки техники и в осознании громадной степени социальной ответственности инженера и проектировщика. Оценка техники становится сегодня основной частью инженерной деятельности. Оценка техники как социально-гуманитарная экспертиза технических проектов является междисциплинарной задачей и требует подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Оценка техники означает планомерное, систематическое, организованное мероприятие, которое анализирует состояние техники и возможности ее развития; оценивает непосредственные и опосредованные технические, хозяйственные, в плане здоровья, экологические, гуманные, социальные и другие следствия этой техники и возможные альтернативы; высказывает суждение на основе определенных целей и ценностей или требует дальнейших удовлетворяющих этим ценностям разработок; вырабатывает для этого деятельностные и созидательные возможности, чтобы могли быть созданы условия для принятия обоснованных решений и в случае их принятия соответствующими институтами для реализации". Таким образом, оценка техники становится сегодня составной частью инженерной деятельности. Вероятно, следовало бы говорить о социальной оценке техники, но в таком случае не фиксируются такие важные аспекты, как например, экологический. Иногда оценку техники называют также социально-гуманитарной (социально-экономической, социально-экологической и т.п.) экспертизой технических проектов. Оценка техники, или оценка последствий техники, является междисциплинарной задачей и требует, несомненно, подготовки специалистов широкого профиля, обладающих не только научно-техническими и естественнонаучными, но и социально-гуманитарными знаниями. Однако это не означает, что ответственность отдельного рядового инженера при этом уменьшается - напротив, коллективная деятельность должна сочетаться с индивидуальной ответственностью. А такая ответственность означает необходимость развития самосознания всех инженеров в плане осознания необходимости социальной, экологической и т.п. оценки техники.
- Вопросы для сдачи кандидатского экзамена (технические и естественные науки)
- Техника и технологии в системе культурных ценностей.
- Характеристика факторов технологического процесса.
- Взаимоотношение техники и технологий с культурой.
- Сущность и содержание понятия «Основной поток технологического развития».
- Сущность и содержание понятия «Технико-гуманный баланс».
- Архаичная техника. Основные этапы развития техники.
- Глобальные кризисы и проблема ценности научно-технического прогресса.
- Критика техники в работах э.Гуссерля, н.А. Бердяева, м.Хайдеггера.
- Предмет и основные проблемы философии техники.
- Инженерия как социальный институт.
- Инженерная деятельность и проектирование.
- Основные свойства информационных ресурсов (виды ир, их взаимодействие, основные законы формирования ир).
- Информационные ресурсы могут быть различных видов
- Инструментальные средства формирования и использования информационных ресурсов общества.
- Интеллектуальный потенциал общества, его значение и методы активизации.
- Понятие информационного общества.
- Информатизация общества как глобальный процесс.
- Кризис индустриальной цивилизации и особенности переходного периода к информационному обществу.
- Информационная среда общества.
- Производство и использование знаний информационных ресурсов.
- Интернет как социальное явление.
- Информационная культура личности.
- Проблема информационного обеспечения развития общества.
- Информатизация процессов воспитания и образования.
- Информатика и творчество.
- Информационная безопасность в современном обществе.
- Логика как метод математики. Доказательство, аксиоматика, интуиция.
- Математика, естествознание, философия. И. Кант, о. Конт, а. Эйнштейн, а. Пуанкаре
- Интернет как информационно-коммуникативная среда науки и образования вXxIв.
- Конструктивная природа информатики: взаимосвязь искусственного и естественного. Процессоры Дж. Хонфилда, с. Гроссберга.
- Философия информатики к. Шеннона.
- Критерии и новое понимание научно-технического прогресса в концепции устойчивого развития общества.
- Научно-техническая политика: социокультурные проблемы передачи технологий и внедрения инноваций.
- Механическая, электромагнитная и современная квантово-релятивистская картины мира.