14.Сентементализм в русской литературе 18века:философские основы, эстетические принципы, национальное своеобразие. Карамзин как глава русского сентиментализма.
В начале XIX в. наибольшее влияние приобретает сентиментализм (от франц. sentimentalisme, от англ. sentimental – чувствительный). Его возникновение связано с духовным ростом личности, с осознанием ею собственного достоинства и стремлением к духовному раскрепощению. Сентиментализм был ответом на общественную потребность демократизации литературы. В то время как ведущими героями классицизма выступали цари, вельможи, вожди, трактуемые в их абстрактной, всеобщей, родовой сущности, сентименталисты выдвинули на первый план изображение единичной, частной, обычной, преимущественно «средней» личности в ее внутренней сущности, в ее повседневности. Рассудочности классицизма они противопоставили культ чувства, трогательность, «религию сердца» (Руссо).
В русской литературе сентиментализм проявился в двух направлениях: реакционном (Шаликов) и либеральном (Карамзин, Жуковский). Идеализируя действительность, примиряя, затушевывая противоречия между дворянством и крестьянством, реакционные сентименталисты рисовали в своих произведениях идиллическую утопию: самодержавие и социальная иерархия святы; крепостное состояние установлено самим богом ради счастья крестьян; крепостные крестьяне живут лучше свободных; порочно не само крепостное право, а злоупотребление им. Отстаивая эти идеи, князь П.И. Шаликов в «Путешествии в Малороссию» изобразил жизнь крестьян полную довольства, веселья, радости. В пьесе драматурга Н.И. Ильина «Лиза, или торжество Благодарности» главная героиня, крестьянка, расхваливая свою жизнь, говорит: «Мы живем так весело, как солнце красное». Крестьянин Архип, герой пьесы «Великодушие, или Рекрутский набор» того же автора, уверяет: «Да этаких добрых царей, каковы на святой Руси, изойди весь белый свет, других не найдешь».
Идиллический характер творчества особенно проявился в культе прекраснодушно-чувствительной личности с ее стремлением к идеальной дружбе и любви, преклонением перед гармонией природы и жеманно-манерным способом выражать свои мысли и чувства. Так, драматург В.М. Федоров, «исправляя» сюжет повести «Бедная Лиза» Карамзина, заставил Эраста раскаяться, отказаться от богатой невесты и вернуться к Лизе, которая остается в живых. В довершение всего мещанин Матвей, отец Лизы, оказывается сыном богатого дворянина («Лиза, или Следствие гордости и обольщения», 1803).
Однако в развитии отечественного сентиментализма ведущая роль принадлежала не реакционным, а прогрессивным, либерально-мыслящим писателям: А.М. Кутузову, М.Н. Муравьеву, Н.М. Карамзину, В.А. Жуковскому. Белинский справедливо называл «примечательным лицом», «сотрудником и помощником Карамзина в деле преобразования русского языка и русской литературы» И.И. Дмитриева – поэта, баснописца, переводчика.
И.И. Дмитриев оказал своими стихами несомненное влияние на поэзию В.А. Жуковского, К.Н. Батюшкова и П.А. Вяземского. Одно из лучших его произведений, получившее широкое распространение – песня «Стонет сизый голубочек» (1792). Следуя идея Н.М. Карамзина и И.И. Дмитриева, в лирике выступили также Ю.А. Нелидинский-Мелицкий, создатель песни «Выду я на реченьку», и поэт И.М. Долгорукий.
Либерально мыслящие сентименталисты видели свое призвание в том, чтобы по возможности утешить людей в страданиях, бедах, горестях, обратить их к добродетели, гармонии и красоте. Воспринимая жизнь человеческую как превратную и скоротечную, они славили вечные ценности – природу, дружбу и любовь. Они обогатили литературу такими жанрами, как элегия, переписка, дневник, путешествие, очерк, повесть, роман, драма. Преодолевая нормативно-догматические требования классицистической поэтики, сентименталисты во многом способствовали и сближению литературного языка с разговорным. По выражению К.Н. Батюшкова, образцом для них является тот, «кто пишет так, как говорит, кого читают дамы!». Индивидуализируя язык действующих лиц, они использовали элементы народного просторечия для крестьян, приказного жаргона – для подьячих, галлицизмы – для светского дворянства и т.д. Но эта дифференциация не проводилась последовательно. Положительные персонажи, даже крепостные, изъяснялись, как правило, на литературном языке.
Утверждая свои творческие принципы, сентименталисты не ограничивались созданием художественных произведений. Они выступали с литературно-критическими статьями, в которых, провозглашая собственные литературно-эстетические позиции, ниспровергали предшественников. Постоянной мишенью их сатирических стрел служило творчество классицистов – С.А. Ширинского-Шихматова, С.С. Боброва, Д.И. Хвостова, А.С. Шишкова и А.А. Шаховского.
- 1.Основные особенности древнерусской литературы. Пути ее развития
- 2.Древнерусская архитектура: этапы развития, основные направления, крупнейшие архитектурные памятники.
- 3.Древнерусская иконопись: этапы развития, основные школы. Иконописное искусство рублева.
- 4.Основные черты русского искусства и литературы 18 века. Национальное своеобразие, проблема переодизации.
- 5. Русская культура и литература Петровской эмохи: жанрово-стилевые особенности. «Гистория о российском матросе Василии Кариотском...»литература первой трети XVIII в.
- Вопрос 6.Барокко в русской архитектуре. Архитектурные сооружения Растрелли.
- 7.Барокко в русском искусстве 18 века. Портретная живопись Никитина, Матвеева, Антропова.
- 9.Торжественные оды ломоносова. Анализ оды»на день восшествия на престол Екатерины.»
- 11.Основные черты классицизма в скульптурах Шубина,Фальконе.
- 12.Основные пути развития русской драматургии 18 века. Творчество сумарокова,Фонвизина.
- 13. Основные пути развития русской поэзии 18 века. Жанро- стилистические искания Державина.
- 14.Сентементализм в русской литературе 18века:философские основы, эстетические принципы, национальное своеобразие. Карамзин как глава русского сентиментализма.
- 15. Искусство конца XVIII века.Рокотов,Левинский, Боровицкий.
- 18. Романтизм в русской литературе
- Вопрос23.Основные мотивы лирики Пушкина
- Вопрос 25.Поэзия лермонтова
- 26.Роман лермантова Герой нашего времени. Проблематика,типология героев, композиция.
- 27.Мертвые души гоголя.
- 28.Бытовой жанр в живописи Венецианова.
- 29.К. Брюллов
- 32.Сюжеты и образы в живописи Перова.
- 34.Портретная живопись художников второй половины 19 века.
- Вопрос 35.Пейзажная живопись русских художников второй половины 19 века.
- Вопрос 36.Реализм в живописи репина.
- 37.Историческая живопись Сурикова.
- 38.Фольклерные мотивы и образы в живописи Васнецова.
- 39.Основные направления в русской поэзии 19 века.