logo
pamyatka_obshaya_itog

Художественные стили

Применительно к культуре Европы существует классификация по художественным стилям:

Романский (10-12 вв.), - главным образом в архитектуре. Характерны римская полукруглая арка, толстые стены, узкие окна, высокие башни, суровый крепостной характер построек.

Готический (12-15 в.) - каркасная система архитектуры (стрельчатые арки опираются на столбы; система нервюр – арок из прочных камней - образует каркас свода и передает боковой распор на контрфорсы) позволила создавать очень высокие и объемные здания (соборы), прорезать стены огромными окнами с многоцветными витражами.

Ренессанс (14- начало 16 в.) – возрождение и развитие античного наследия, переход к светской культуре нового времени (литература Петрарки, Боккаччо, живопись Леонардо да Винчи, Рафаэля, скульптура и живопись Микеланджело). Акцент на человека, его физическую и духовную красоту, способность к познанию мира. Идеология гуманизма.

Барокко (16-17 вв.) - отказ от прямых линий и замена их криволинейными очертаниями, скругленными углами, много сложного декора, большие размеры всех элементов здания (окна, двери). Живопись яркая, полная цветовых контрастов, контрасты света и тени.

Классицизм (17-18 в.) Дальнейшее развитие античного наследия, с акцентом на рационализм, на разумный порядок: прекрасно лишь то, что разумно, упорядоченно. Мысль о воспитательном значении искусства, которое призвано исправлять нравы, облагораживать человека.

Романтизм (19 в.) - вместо акцента на разум делает акцент на чувства, переживания индивидуума, характерна идеализация средневекового прошлого как протест против становления нового буржуазного общества, индустриальной культуры.

Реализм – стремление к правдивому отображению типичных и общественно важных явлений.

Импрессионизм (19 в.) - стремление передать впечатления художника об окружающем мире, особенно отразить переменчивые состояния природы (гроза, расцвет, закат и т.д.).

Модерн, авангардизм (1я пол. 20 в.) – течения, противопоставившие себя традиционализму в искусстве с претензией быть единственно истинным искусством современности (фовизм, экспрессионизм, кубизм, футуризм, абстракционизм, дадаизм, сюрреализм). Отход от реализма.

Постмодерн (2я пол. 20 в.) выдвинул лозунг «открытого искусства», которое свободно взаимодействует со всеми старыми и новыми стилями. В этой ситуации прежнее противостояние традиции и авангарда утратило свой смысл. Сняты все разграничения между «высоким» и «низким», привычно прекрасным и привычно безобразным. Старые средства выражения (традиционные виды живописи, графики, ваяния) вошли в плотное общение с новыми техниче-

скими средствами творчества (фотография и кинематограф, видеозапись, электронные звуко-, свето- и цветотехника проявившись прежде всего в поп-арте и кинетизме).