logo
Живопись курсовая

8. Физические основы учения о цвете. Основные свойства цвета.

Возникновение цвета.

Если пропустить солнечный свет через стеклянную призму, то появится радуга. Первым это явление открыл Ньютон – ему удалось разложить белый цвет на цвета спектра. Он определил в спектре семь цветов и объяснил, что их смешение является главной причиной многообразия цветовых гармоний, богатства красок природы.

Призма разделила составляющие луч волны на группы коротких, средних и длинных. Короткие волны дают ощущение красных и желтых цветов, а более длинные волны – синих и фиолетовых цветов.

В солнечном свете содержатся все цветовые волны. При их смешении получается впечатление белого цвета, а при разложении луча мы видим все цвета радуги.

Разнообразие спектральных цветов зависит от длины волны. Спектральные цвета называют чистыми, но их только малая часть видимых цветов. Серые, коричневые, розовые, оранжевые, охровые, болотные и другие цвета – результат сложного взаимодействия чистых цветов. Все предметы отражают свет. Цвет предмета зависит от того, какие цветовые лучи отражаются, а какие поглощаются. Белые предметы отражают почти весь световой поток, а черные предметы почти весь свет поглощают.

Характеристика цвета.

У каждого цвета есть три основных свойства: цветовой тон, насыщенность и светлота.

В нашем сознании цветовой тон ассоциируется с окраской хорошо знакомых предметов. Многие наименования цветов произошли прямо от объектов с характерным цветом: песочный, морской волны, изумрудный, шоколадный, коралловый, малиновый, вишневый, сливочный и т.д.

Насыщенность цвета представляет собой отличие хроматического цвета от равного с ним по светлоте серого цвета. Если в какой либо цвет добавить серую краску, цвет станет меркнуть, изменится его насыщенность.

Ахроматические цвета можно назвать цветами нулевой насыщенности. Наиболее насыщены цвета спектра, причем самый насыщенный из них фиолетовый, а менее насыщенный – желтый.

Третье свойство – светлота. Любые цвета и оттенки, независимо от светового тона, можно сравнить по светлоте, то есть определить, какой из них светлее, а какой темнее. Изменяют светлоту цвета, добавляя в него белила или воду; тогда красный цвет становится розовым, синий – голубым, зеленый – салатовым и т.д. Светлота – качество, присущее как хроматическим, так и ахроматическим цветам. Светлоту не следует путать с белизной.

Сравнивать по светлоте можно любые цвета и оттенки: бледно – зеленый с темно – зеленым, розовый с синим, красный с фиолетовым и т.д.

Цвет предмета меняется в зависимости от условий, в которых он находится. Огромную роль при этом играет освещение. Если свет на предмете холодный, его тень кажется теплой и наоборот.

Цветовой спектр.

Красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый цвета составляют спектр (рис.4). Цвета спектра всегда располагаются в такой последовательности. Крайние цвета спектра – красный и фиолетовый – более похожи один на другой, чем крайние со средними. Это позволило расположить спектральные цвета по кругу.

Цветовой круг.

Расположение цветов в цветовом круге очень удобно (рис.5). Оно позволяет наглядно объяснить многие закономерности в теории цвета. Если в круг вписать равносторонний треугольник, одним углом направленный к красному, то по углам будут лежать красный, синий, желтый. Эти три цвета невозможно получить смешением других, называются они основными. Смешивая основные цвета между собой попарно, мы получаем первичные производные (Пример: желтый + красный = оранжевый, синий + желтый = зеленый, красный + синий = фиолетовый). Смешивая основные цвета с первичными производными, мы получаем вторичные производные (Пример: красный + оранжевый = красно – оранжевый, синий + зеленый = сине – зеленый, желтый + зеленый = желто – зеленый и т.д.).

Цветовой круг обычно делят на две части – теплую и холодную. Проходит граница между холодными и теплыми цветами через красный и зеленый цвета, которые можно причислить и к теплым и к холодным, в зависимости от их оттенка.

Теплые цвета: красный, желтый, оранжевый и все другие, в которых есть оттенки желтого. Теплые цвета напоминают цвета солнца, огня, которые в природе действительно дают тепло.

Холодные цвета: синие, голубые, зеленые, сине – фиолетовые и цвета, имеющие оттенки синего. Холодные цвета ассоциируются в нашем представлении с чем - то действительно холодным - льдом, снегом, водой и т.д.

В то же время деление это условно, т.к. холодный сине – зеленый цвет по сравнению с синим, будет теплее, а по сравнению с зеленым холоднее. Следовательно, любой теплый цвет по сравнению с еще более теплым может стать холодным.

Обычно все цвета разделяют на две группы.

Одну группу составляют ахроматические цвета: черный, белый и все серые (от самого темного до самого светлого). Это так называемые нейтральные (бесцветные цвета). Они отличаются между собой по светлоте, человеческий глаз способен различить около 300 оттенков.

К другой группе хроматических (цветных) цветов относятся цвета солнечного спектра и их производные. Это все цвета, кроме черного, белого, серых, то есть красный, желтый, синий, зеленый, розовый, бирюзовый и другие.

Основные, составные и дополнительные цвета

Цвета, которые невозможно получить при смешении других красок, называют основными (рис. 6). Желтый, красный, синий – основные цвета. Цвета, которые можно получить от смешения основных красок, условно называют составными или производными цветами (оранжевый, желтый, фиолетовый).

Проводя в цветовом круге диаметр через середину фиолетового цвета, напротив оранжевого расположен синий. Таким образом, можно определить пары цветов, которые условно называют дополнительными. У красного дополнительным будет зеленый и наоборот. Сочетание дополнительных цветов дает нам ощущение особенной яркости цвета. Но не всякий красный цвет будет хорошо сочетаться с любым зеленым. Может быть много оттенков красного, зеленого, синего, оранжевого, желтого и других цветов. Если, например, красный будет близок к синему, то и дополнительным у такого красного будет желто – зеленый.

Локальный цвет

Локальный цвет предмета – это те чистые, несмешанные, не преломленные тона, которые в нашем представлении связаны с определенными предметами как их объективные, неизменные свойства. Локальный цвет – основной цвет, какого – либо предмета без учета внешних влияний. Локальный цвет может быть однотонным, но может состоять и из разных оттенков.

При солнечном освещении цвет самих предметов виден лучше всего в местах, где располагаются полутени. Локальный цвет предметов виден хуже всего там, где лежит полная тень. Он высветляется и обесцвечивается на ярком свету.

На локальный цвет воздействуют цвета окружающих предметов (рефлексы).

Смешение цветов

Смешение цветов – одна из самых главных проблем теории цвета, потому что со смешением цветов человеческое зрение имеет дело постоянно.

Как уже отмечалось, ощущение цвета поверхности вызывается в нас не потоком волн одной какой-либо длины, а совокупностью различных по длине световых волн. Какой цвет мы при этом воспринимаем, будет зависеть от того, какой длины и интенсивности волны преобладают в потоке излучаемого света. Например, когда мы смотрим на голубое небо, то в глаз попадает свет, состоящий почти из всех длин волн, но с преобладанием тех, которые вызывают ощущение голубого. В результате мы воспринимаем один результирующий, голубой цвет, но не видим поверхность из разноцветных точек, подобную картине пуантилиста. Этот факт и подобные ему свидетельствуют о существовании особой синтетической способности глаза видеть при так называемом оптическом смешении цветов один результирующий цвет.

Если два окрашенных пятна располагаются рядом, то на определенном расстоянии они создают впечатление единого цвета. Такое смешение носит название «аддитивного» («слагательного»). Если же на окрашенную поверхность накладывается другая цветная прозрачная пластина, тогда смешение происходит в результате вычитания или отсеивания некоторых волн; такое смешение называется «вычитательным» или «субстрактивным». Видимые в естественных условиях цвета, как правило, являются результатом смешения спектральных цветов. Существуют три основных закона оптического смешения цветов.

Цвет создает настроение

Цвет способен передавать настроение и вызывать у людей эмоциональную реакцию. Наглядный пример психологического взаимодействия - успокаивающие цвета, применяемые в отделке больничных палат и цехов, где требуется высокая производительность труда. Кроме того, цветом широко пользуются на выставках-продажах. Обилие красных и других горячих возбуждающих тонов противопоставляется прохладным, успокаивающим пастельным. Наша реакция на яркие и теплые цвета более выражена. Обратите внимание на телерекламу, и вы поймете, что ее создатели с умыслом пользуются теплыми, контрастными, яркими цветами, чтобы подтолкнуть нас к покупке их товаров. На сдержанные и вялые решения мы не обращали бы внимания.

Какими бы ни были предмет и композиция картины, с помощью цвета мы можем управлять реакцией зрителей. Художникам и колористам, необходимо досконально изучить свойства цвета и безграничный диапазон эмоциональных реакций. Благодаря этим познаниям можно придавать картинам любое настроение. Вот примеры простых эмоциональных реакций на различные цвета: Желтый - солнечный свет, тепло, счастье, уют. Оранжевый - свет, тепло, счастье, уют. Красный - огонь, жара, возбуждение, опасность. Красно-лиловый - темнота, вечер, волнения. Лиловый - темнота, интриги, ночь. Синевато-лиловый - темнота, волнения, интриги, ночь. Голубой - вода, прохлада, мечтательность, лунный свет, небо, даль. Голубовато-зеленый - вода, прохлада, безмятежность, легкость, даль. Зеленый - листва, природа, спокойствие, тишина, прохлада. Желтовато-зеленый - солнечный свет, листва, великолепие, счастье. Полутона перечисленных цветов создают приглушенное настроение и, в зависимости от яркости, иногда вызывают ощущение грусти и дискомфорта.

Приложение А