logo
Живопись курсовая

Декоративный натюрморт

Выполняя декоративный натюрморт, используется стилизация предметов. Демонст­рируют многообразие подходов к стилизации, которое основывает­ся на индивидуальности каждого художника, его собственном умении увидеть красоту и довести ее до единой стройной системы, используя на­копленные знания и творческий потенциал.

Чтобы в декоративном натюр­морте состоялась стилизация, он должен отвечать не только услов­ностям, характерным для декора­тивного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изоб­ражаемые объекты, как и все изоб­разительные средства — линия, фактура, цвет — должны работать на утверждение одного композици­онного принципа, одной главен­ствующей идеи.

Натюрморт может быть декора­тивным за счет изменения формы объектов, использования актив­ных цветовых контрастов, введе­ния декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компо­нентов.

Стилизация может идти по пути, предельного упрощения и доведе­ния до предметных символов. Может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основ­ной идее построения композиции. Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введении такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый

рисующий контур. А можно взять за основной композиционный прин­цип рубленые прямоугольные фор­мы с динамикой линий и контраст­ными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геомет­рическим декором.

Рассмотрим некоторые способы трансформации формы:

1. Любой объект натюрморта мо­жет быть переработан фантазией и способностью подметить характер­ное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно ок­руглить пузатенький кувшин, ак­тивно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику пред­метов нанесением декоративного ри­сунка. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круг­лую форму заменять на квадратную и наоборот.

2. Возможно изменение соотно­шений пропорций как внутри од­ного предмета, так и между не­сколькими.

3. Допускаются различного рода условности: предметы можно под­вешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мни­мой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко — развернуть, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновре­менно показано и сбоку (передняя половина), и сверху (дальняя по­ловина), что дает возможность уви­деть лежащие на блюде фрукты.

4. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то де­лать это надо достаточно условно. Избегая выхваченных из действительности натуральных ракурсов нужно превращать их в оправдан­ные, композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы дол­жны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней,

Можно передвигать предме­ты в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения про­странства, но главное — сохранить суть и узнаваемость поста­новки.

6. К поиску цветовых вариан­тов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой коло­рит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь то­нальные отношения; можно также значительно дополнить его новы­ми сочетаниями. Нецелесообразно совсем отказываться от цветовых тонов, которые предлагаются, так как при составлении натюрморта предметы подбирают по цвету, и это нужно использовать.

Применить активные контрас­ты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм «рубленых» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодо­полнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм су­ществующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнамен­тальных рисунков.

Возможностей для стилизации много, важно одно: все использу­емые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманы, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной выразительности, ибо «декор» означает «украшение», следовательно, декоративный натюрморт должен служить украшением любого интерьера, дополняя его и не внося диссонанса в сложившийся ансамбль.

Требования к выполняемой работе:

1. Выполнить поиск интересных композиций.

2. Правильно закомпоновать изображение на формате.

3. Использовать приемы стилизации предметов быта.

4. Изобразить предметы с прорисовкой конструктивных и декоративных элементов.

5. Передать цвета декоративной переработки постановки и их цветовые взаимодействия, использовать принципы гармонизации цвета декоративной композиции.

6. Использовать в эскизе декоративный способ работы гуашевыми красками.

7. Раскрыть идею автора.

Портрет поясной (с включением рук).

В истории изобразительного искусства живописным поясным изображе­ниям фигуры человека отведено осо­бое место. Яркие примеры данного жанра живописи встречаются нередко. Выразительность поясных изображе­ний фигуры человека по­ражает как в станковой портретной живописи, так и в произведениях ино­го рода, например в иконописи.

Стремление познать окружающий мир, понять эпоху, страну, народ, его духовные ценности через отдельную личность привело пластические искус­ства к широкому развитию жанра пор­трета. Что же послужило причиной выделения именно живописных пояс­ных изображений фигуры человека в столь богато развившийся жанр, став­ший поистине классическим? Ответив на этот вопрос, можно отчетливо пред­ставить как скрытые возможности, так и трудности жанра.

Первое обстоятельство. Поясное изображение фигуры человека, как объект творчества, кроме пластичес­кой выразительности отдельных час­тей лица, рук, плечевого пояса, того или иного костюма, представляет большой интерес для художника слож­ной взаимосвязанностью деталей, которая в каждом конкретном случае по-своему обусловливает появление выразительной «большой формы» или, другими словами, придает живо­писному изображению особую цель­ность и значительность. Изображение головы без зримых связей с фигурой человека при всех мимических, психо­логических и других ее характеристи­ках, при своей пластической экспрес­сивности не дает художнику всех тех возможностей для более полного рас­крытия образа, которые несет в себе изображение полуфигуры человека. В то же время изображение всей фигуры в большинстве случаев переключает внимание зрителя, да и усилия худож­ника на более общие пластические за­дачи, и поиск собственно портретной характеристики отступает на задний план.

Второе обстоятельство. В поясном изображении человек как бы выдвинут на первый план, он и только он зани­мает внимание зрителя. Однако здесь существует бесконечное множество композиционных, колористических решений с большим разнообразием смысловых акцентировок. Это много­образие вариантов, встречающееся в произведениях искусства, объясняется тем, что в каждом случае художник обращается не просто к внешнему об­лику человека, к его «оболочке», а стремится через нее выразить опреде­ленную образную идею. Стремление увидеть и суметь выразить эту идею и приводит художника к тому или ино­му образному решению своего произ­ведения.

Для постановки подбирается женская или мужская модель (желательно с элементами современного костюма или головным убором), с выразительной пластикой головы, характерными возрастными осо­бенностями и цветом покровов кожи лица и шеи. Натурщика лучше расположить в свободной позе, чтобы свет выявлял объем формы головы, шею и плечевой пояс.

Студент при выполнении курсовой работы должен произвести лепку цветоформы, разработку цветовых и тональных отношений, моделировку формы с выявле­нием колористического единства всей постановки.

При выборе на курсовую работу жанра портрета, в частности поясных изображениях фигуры человека, выполняемых будущими художниками-дизайнерами, должны быть переданы чувство эпохи (как современной, так и исторической), стиль костюма и его связь с обликом человека, ощущение объемной фор­мы, конструкции, соразмерности.

Однако это не означает, что чисто колористические задачи вторичны. Тонкие цветовые сгармонированные (часто два-три цвета) отношения, ле­жащие в основе этюда, определяют ус­пех работы, но не являются самоцелью, не заслоняют остальные пластические работа с моделью в современном кос­тюме. Суще­ственную роль при этом играет выяв­ление характерной позы, точно подме­ченного движения.

Значение поясного изображения фигуры человека в подготовке худож­ников-дизайнеров состоит в выявле­нии соответствия того или иного кос­тюма, окружающей среды данному человеку. Будущий художник учится мыслить конкретными художествен­ными образами, а не отвлеченными формалистическими схемами. Вещь, костюм, в конечном счете вся среда оцениваются прежде всего с позиции их приложения к человеку.

Требования к выполняемой работе:

1. Выполнить поиск интересной композиции.

2. Правильно закомпоновать изображение на листе бумаги.

3. Передать индивидуальное движение фигуры.

4. Передать цвет, оттенок, тон кожи, одежды, использовать принципы гармонизации цвета.

5. Передать характерные особенности строения тела и головы живой натуры.

6. Передать характер и портретное сходство с живой моделью.

7. Использовать в эскизе живописный способ работы гуашевыми красками.

Изображение фигуры человека

«Изучать живопись надо непремен­но в связи с рисунком и по рисунку. Цвет, так же как и тон, должен ложить­ся по форме, в противном случае полу­чается бесформенное нанесение крас­ки».

Изображение фигуры человека в костюме имеет важное значение при подготовке художников-дизайнеров. Этюды одетой фигуры помогают формирова­нию профессионального мышления, развивают навыки самостоятельной работы.

К основным проблемам этюда оде­той фигуры можно отнести компози­ционное построение, ритмические и пластические характеристики фигуры, 'живописное решение, связь фигуры с фоном, цветотональные и объемно-пространственные качества поста­новки.

В процессе выполнения этюдов одетой фигуры изучаются законы жи­вописного изображения костюма па фигуре человека, основные принципы трансформации натуры с учетом спе­цифики специализации, последова­тельность и методика ведения этюда, что тесно связано с творческим освое­нием богатого наследия изобразитель­ного искусства прошлого.

В истории мирового искусства изо­бражение человека занимает главенст­вующую роль. Образ человека, его ха­рактеристика во многом решаются характером его костюма, особенностя­ми связи костюма с формой фигуры. Костюм определяет профессиональ­ную и социальную принадлежность че­ловека, его характер. В то же время «в изобразительном искусстве верно на­рисованная складка способствует жи­вописи создаваемого образа: складкой на одежде художник выражает жест, функциональность движения, выража­ет последовательность, изменения фор­мы во времени».

При выполнении курсовой работы с изображением одетой фи­гуры человека, студенту необходимо: найти ком­позиционное решение, учитывающее распределение и ритм основных цвето­вых пятен; определить цветовое содер­жание постановки и ее связь со средой; выявить формы цветом с учетом свето­теневых отношений цветов и измене­ния цвета на свету и в тени, тональных отношений и отношений холодных, теплых и контрастных оттенков.

Требования к выполняемой работе:

1. Выполнить поиск интересной композиции.

2. Правильно закомпоновать изображение на формате.

3. Передать индивидуальные характерные черты (позы) модели.

4. Передать связь между движением фигуры, одеждой и интерьером.

5. Передать цвет, оттенки, тон в одежде, драпировках, использовать принципы гармонизации цвета.

6. Использовать в эскизе живописный способ работы гуашевыми красками.

7. Изобразить открытые участки тела (руки, ноги) и обувь обобщенной формой.

Декоративное изображение фигуры человека

При изображение фигуры человека в технике книжной графики имеет важное значение при подготовке художников-дизайнеров. Этюды одетой фигуры помогают формирова­нию профессионального мышления, развивают навыки самостоятельной работы.

К основным проблемам такой работы можно отнести стилизацию фигуры, ритмические и пластические характеристики фигуры, компози­ционное построение, живописное декоративное решение, связь фигуры с фоном, цветотональные и объемно пространственные качества постановки.

Образ человека, его ха­рактеристика во многом решаются характером его костюма, особенностя­ми связи костюма с формой фигуры. Костюм определяет профессиональ­ную и социальную принадлежность че­ловека, его характер, который должен раскрыть автор работы.

Во все времена человеческое тело являлось объектом и основополагающим предметом стилиза­ции — намеренного искажения естественных пропор­ций, отхода от канонов построения фигуры. Это свя­зано с тем, что каждая историческая эпоха создавала свои собственные критерии эстетического идеала фи­гуры человека.

Рассматривая человеческое тело, нетрудно заме­тить, что оно представляет собой очень сложное по форме образование, состоящее из множества более простых форм. В декоративном рисовании принято упрощать изображение фигуры, приводить ее к простым и по­нятным геометрическим формам.

Уменьшение размера головы и значительное удлине­ние ног - этот прием стилизации создает ощущение очень высокой и худой фигуры, что свойственно для молодых девушек-подростков.

Часто при выполнении работу пропорции видоизменяются не­равномерно по всей длине тела — нижняя часть (ноги) удлиняется значительно больше, чем верхняя (торс и руки). Иногда, изображая натуру художники прибегают при общей вытянутости тела к значительному увеличению разме­ров кистей рук и стоп. Такая стилизация помогает в несколько утрированной форме также подчеркнуть особенности подростковой фигуры, которая в насто­ящее время является эстетическим образцом, и при­дает изображению дополнительную выразительность и образ­ность.

Важно правильно определить степень стилиза­ции, степень условности рисунка. В некоторых эскизах необходимо изображать челове­ка и костюм более точно и подробно, в других — до­статочно обозначить общие массы костюма и фигуры. Мера условности изображения зависит от вида изображения и техники его исполнения. Но в любом случае вы­бранная художником степень стилизации должна быть общей как для различных элементов одного эскизно­го листа, так и для серии эскизов.

Каждому начинающему художнику важно помнить, что тщательное изучение естественных пропорций че­ловеческого тела с учетом половых и возрастных осо­бенностей, а также приобретение и совершенствова­ние навыков изображения его имеют первостепенное значение. Ведь незнание анатомии человека и неуме­ние правильно рисовать фигуру нельзя замаскировать никакой стилизацией.

Требования к выполняемой работе:

1. Выполнить поиск интересных композиций

2 Правильно закомпоновать изображение на формате.

3. Использовать приемы стилизации фигуры человека.

4. Передать индивидуальные черты модели.

5. Передать связь между движением фигуры, одеждой и интерьером.

6. Изобразить модели одежды на фигуре с прорисовкой конструктивных и декоративно-орнаментальных элементов.

7. Передать цвет, оттенок, тон, использовать принципы гармонизации цвета присущие декоративной живописи.

8. Использовать в эскизе декоративный способ работы гуашевыми красками.