Декоративный натюрморт
Выполняя декоративный натюрморт, используется стилизация предметов. Демонстрируют многообразие подходов к стилизации, которое основывается на индивидуальности каждого художника, его собственном умении увидеть красоту и довести ее до единой стройной системы, используя накопленные знания и творческий потенциал.
Чтобы в декоративном натюрморте состоялась стилизация, он должен отвечать не только условностям, характерным для декоративного искусства, а быть выстроенным в едином плане, т.е. все изображаемые объекты, как и все изобразительные средства — линия, фактура, цвет — должны работать на утверждение одного композиционного принципа, одной главенствующей идеи.
Натюрморт может быть декоративным за счет изменения формы объектов, использования активных цветовых контрастов, введения декоративного контура и др. Но в нем не будет стиля, если не возникнет цельность всех компонентов.
Стилизация может идти по пути, предельного упрощения и доведения до предметных символов. Может, наоборот, за счет усложнения формы и активного наполнения изображения декоративными элементами, если это созвучно основной идее построения композиции. Можно построить натюрморт на плавной тягучей пластике силуэтов кувшинов и драпировок и на введении такого же типа декора, используя нежные пастельные цветовые сочетания и мягкий ненавязчивый
рисующий контур. А можно взять за основной композиционный принцип рубленые прямоугольные формы с динамикой линий и контрастными цветовыми сочетаниями, наполняя их упрощенным геометрическим декором.
Рассмотрим некоторые способы трансформации формы:
1. Любой объект натюрморта может быть переработан фантазией и способностью подметить характерное; можно утрировать природную форму, доведя ее до максимальной остроты, например, предельно округлить пузатенький кувшин, активно вытянуть удлиненную форму груши, подчеркнув пластику предметов нанесением декоративного рисунка. Важно при этом исходить из особенностей конкретного объекта, нецелесообразно, например, круглую форму заменять на квадратную и наоборот.
2. Возможно изменение соотношений пропорций как внутри одного предмета, так и между несколькими.
3. Допускаются различного рода условности: предметы можно подвешивать в воздухе, преломлять их форму, изгибая и наклоняя в стороны, устанавливая их на мнимой, условной плоскости. Один и тот же объект в композиции может восприниматься с нескольких точек зрения, например, основание кувшина изображается фронтально, а горлышко — развернуть, как будто на него смотрят сверху, или блюдо с фруктами одновременно показано и сбоку (передняя половина), и сверху (дальняя половина), что дает возможность увидеть лежащие на блюде фрукты.
4. Если необходимо показать перспективу в натюрморте, то делать это надо достаточно условно. Избегая выхваченных из действительности натуральных ракурсов нужно превращать их в оправданные, композиционно осмысленные развороты формы. Все приемы должны работать на выявление выразительности композиции и предметов в ней,
Можно передвигать предметы в композиции, менять их местами, увеличивать или уменьшать их количество, вводить дополнительные объекты, добавлять недостающие драпировки или фрукты для заполнения пространства, но главное — сохранить суть и узнаваемость постановки.
6. К поиску цветовых вариантов следует подойти обдуманно. Можно сохранить цветовой колорит данной постановки полностью, меняя при необходимости лишь тональные отношения; можно также значительно дополнить его новыми сочетаниями. Нецелесообразно совсем отказываться от цветовых тонов, которые предлагаются, так как при составлении натюрморта предметы подбирают по цвету, и это нужно использовать.
Применить активные контрасты или мягкие тональные сочетания зависит от пластического хода постановки. Динамический ритм «рубленых» плоскостей имеет смысл подчеркнуть тональными и цветовыми контрастами взаимодополнительных цветов. В мягкой пластике изгибающихся форм существующие контрасты можно сгладить колоритом родственных сочетаний или введением орнаментальных рисунков.
Возможностей для стилизации много, важно одно: все используемые приемы должны работать на выявление идеи, быть обдуманы, взвешены и отвечать одной самой главной задаче декоративной выразительности, ибо «декор» означает «украшение», следовательно, декоративный натюрморт должен служить украшением любого интерьера, дополняя его и не внося диссонанса в сложившийся ансамбль.
Требования к выполняемой работе:
1. Выполнить поиск интересных композиций.
2. Правильно закомпоновать изображение на формате.
3. Использовать приемы стилизации предметов быта.
4. Изобразить предметы с прорисовкой конструктивных и декоративных элементов.
5. Передать цвета декоративной переработки постановки и их цветовые взаимодействия, использовать принципы гармонизации цвета декоративной композиции.
6. Использовать в эскизе декоративный способ работы гуашевыми красками.
7. Раскрыть идею автора.
Портрет поясной (с включением рук).
В истории изобразительного искусства живописным поясным изображениям фигуры человека отведено особое место. Яркие примеры данного жанра живописи встречаются нередко. Выразительность поясных изображений фигуры человека поражает как в станковой портретной живописи, так и в произведениях иного рода, например в иконописи.
Стремление познать окружающий мир, понять эпоху, страну, народ, его духовные ценности через отдельную личность привело пластические искусства к широкому развитию жанра портрета. Что же послужило причиной выделения именно живописных поясных изображений фигуры человека в столь богато развившийся жанр, ставший поистине классическим? Ответив на этот вопрос, можно отчетливо представить как скрытые возможности, так и трудности жанра.
Первое обстоятельство. Поясное изображение фигуры человека, как объект творчества, кроме пластической выразительности отдельных частей лица, рук, плечевого пояса, того или иного костюма, представляет большой интерес для художника сложной взаимосвязанностью деталей, которая в каждом конкретном случае по-своему обусловливает появление выразительной «большой формы» или, другими словами, придает живописному изображению особую цельность и значительность. Изображение головы без зримых связей с фигурой человека при всех мимических, психологических и других ее характеристиках, при своей пластической экспрессивности не дает художнику всех тех возможностей для более полного раскрытия образа, которые несет в себе изображение полуфигуры человека. В то же время изображение всей фигуры в большинстве случаев переключает внимание зрителя, да и усилия художника на более общие пластические задачи, и поиск собственно портретной характеристики отступает на задний план.
Второе обстоятельство. В поясном изображении человек как бы выдвинут на первый план, он и только он занимает внимание зрителя. Однако здесь существует бесконечное множество композиционных, колористических решений с большим разнообразием смысловых акцентировок. Это многообразие вариантов, встречающееся в произведениях искусства, объясняется тем, что в каждом случае художник обращается не просто к внешнему облику человека, к его «оболочке», а стремится через нее выразить определенную образную идею. Стремление увидеть и суметь выразить эту идею и приводит художника к тому или иному образному решению своего произведения.
Для постановки подбирается женская или мужская модель (желательно с элементами современного костюма или головным убором), с выразительной пластикой головы, характерными возрастными особенностями и цветом покровов кожи лица и шеи. Натурщика лучше расположить в свободной позе, чтобы свет выявлял объем формы головы, шею и плечевой пояс.
Студент при выполнении курсовой работы должен произвести лепку цветоформы, разработку цветовых и тональных отношений, моделировку формы с выявлением колористического единства всей постановки.
При выборе на курсовую работу жанра портрета, в частности поясных изображениях фигуры человека, выполняемых будущими художниками-дизайнерами, должны быть переданы чувство эпохи (как современной, так и исторической), стиль костюма и его связь с обликом человека, ощущение объемной формы, конструкции, соразмерности.
Однако это не означает, что чисто колористические задачи вторичны. Тонкие цветовые сгармонированные (часто два-три цвета) отношения, лежащие в основе этюда, определяют успех работы, но не являются самоцелью, не заслоняют остальные пластические работа с моделью в современном костюме. Существенную роль при этом играет выявление характерной позы, точно подмеченного движения.
Значение поясного изображения фигуры человека в подготовке художников-дизайнеров состоит в выявлении соответствия того или иного костюма, окружающей среды данному человеку. Будущий художник учится мыслить конкретными художественными образами, а не отвлеченными формалистическими схемами. Вещь, костюм, в конечном счете вся среда оцениваются прежде всего с позиции их приложения к человеку.
Требования к выполняемой работе:
1. Выполнить поиск интересной композиции.
2. Правильно закомпоновать изображение на листе бумаги.
3. Передать индивидуальное движение фигуры.
4. Передать цвет, оттенок, тон кожи, одежды, использовать принципы гармонизации цвета.
5. Передать характерные особенности строения тела и головы живой натуры.
6. Передать характер и портретное сходство с живой моделью.
7. Использовать в эскизе живописный способ работы гуашевыми красками.
Изображение фигуры человека
«Изучать живопись надо непременно в связи с рисунком и по рисунку. Цвет, так же как и тон, должен ложиться по форме, в противном случае получается бесформенное нанесение краски».
Изображение фигуры человека в костюме имеет важное значение при подготовке художников-дизайнеров. Этюды одетой фигуры помогают формированию профессионального мышления, развивают навыки самостоятельной работы.
К основным проблемам этюда одетой фигуры можно отнести композиционное построение, ритмические и пластические характеристики фигуры, 'живописное решение, связь фигуры с фоном, цветотональные и объемно-пространственные качества постановки.
В процессе выполнения этюдов одетой фигуры изучаются законы живописного изображения костюма па фигуре человека, основные принципы трансформации натуры с учетом специфики специализации, последовательность и методика ведения этюда, что тесно связано с творческим освоением богатого наследия изобразительного искусства прошлого.
В истории мирового искусства изображение человека занимает главенствующую роль. Образ человека, его характеристика во многом решаются характером его костюма, особенностями связи костюма с формой фигуры. Костюм определяет профессиональную и социальную принадлежность человека, его характер. В то же время «в изобразительном искусстве верно нарисованная складка способствует живописи создаваемого образа: складкой на одежде художник выражает жест, функциональность движения, выражает последовательность, изменения формы во времени».
При выполнении курсовой работы с изображением одетой фигуры человека, студенту необходимо: найти композиционное решение, учитывающее распределение и ритм основных цветовых пятен; определить цветовое содержание постановки и ее связь со средой; выявить формы цветом с учетом светотеневых отношений цветов и изменения цвета на свету и в тени, тональных отношений и отношений холодных, теплых и контрастных оттенков.
Требования к выполняемой работе:
1. Выполнить поиск интересной композиции.
2. Правильно закомпоновать изображение на формате.
3. Передать индивидуальные характерные черты (позы) модели.
4. Передать связь между движением фигуры, одеждой и интерьером.
5. Передать цвет, оттенки, тон в одежде, драпировках, использовать принципы гармонизации цвета.
6. Использовать в эскизе живописный способ работы гуашевыми красками.
7. Изобразить открытые участки тела (руки, ноги) и обувь обобщенной формой.
Декоративное изображение фигуры человека
При изображение фигуры человека в технике книжной графики имеет важное значение при подготовке художников-дизайнеров. Этюды одетой фигуры помогают формированию профессионального мышления, развивают навыки самостоятельной работы.
К основным проблемам такой работы можно отнести стилизацию фигуры, ритмические и пластические характеристики фигуры, композиционное построение, живописное декоративное решение, связь фигуры с фоном, цветотональные и объемно пространственные качества постановки.
Образ человека, его характеристика во многом решаются характером его костюма, особенностями связи костюма с формой фигуры. Костюм определяет профессиональную и социальную принадлежность человека, его характер, который должен раскрыть автор работы.
Во все времена человеческое тело являлось объектом и основополагающим предметом стилизации — намеренного искажения естественных пропорций, отхода от канонов построения фигуры. Это связано с тем, что каждая историческая эпоха создавала свои собственные критерии эстетического идеала фигуры человека.
Рассматривая человеческое тело, нетрудно заметить, что оно представляет собой очень сложное по форме образование, состоящее из множества более простых форм. В декоративном рисовании принято упрощать изображение фигуры, приводить ее к простым и понятным геометрическим формам.
Уменьшение размера головы и значительное удлинение ног - этот прием стилизации создает ощущение очень высокой и худой фигуры, что свойственно для молодых девушек-подростков.
Часто при выполнении работу пропорции видоизменяются неравномерно по всей длине тела — нижняя часть (ноги) удлиняется значительно больше, чем верхняя (торс и руки). Иногда, изображая натуру художники прибегают при общей вытянутости тела к значительному увеличению размеров кистей рук и стоп. Такая стилизация помогает в несколько утрированной форме также подчеркнуть особенности подростковой фигуры, которая в настоящее время является эстетическим образцом, и придает изображению дополнительную выразительность и образность.
Важно правильно определить степень стилизации, степень условности рисунка. В некоторых эскизах необходимо изображать человека и костюм более точно и подробно, в других — достаточно обозначить общие массы костюма и фигуры. Мера условности изображения зависит от вида изображения и техники его исполнения. Но в любом случае выбранная художником степень стилизации должна быть общей как для различных элементов одного эскизного листа, так и для серии эскизов.
Каждому начинающему художнику важно помнить, что тщательное изучение естественных пропорций человеческого тела с учетом половых и возрастных особенностей, а также приобретение и совершенствование навыков изображения его имеют первостепенное значение. Ведь незнание анатомии человека и неумение правильно рисовать фигуру нельзя замаскировать никакой стилизацией.
Требования к выполняемой работе:
1. Выполнить поиск интересных композиций
2 Правильно закомпоновать изображение на формате.
3. Использовать приемы стилизации фигуры человека.
4. Передать индивидуальные черты модели.
5. Передать связь между движением фигуры, одеждой и интерьером.
6. Изобразить модели одежды на фигуре с прорисовкой конструктивных и декоративно-орнаментальных элементов.
7. Передать цвет, оттенок, тон, использовать принципы гармонизации цвета присущие декоративной живописи.
8. Использовать в эскизе декоративный способ работы гуашевыми красками.
- Живопись с основами цветоведения
- 1. Введение
- 2. Правила выбора темы курсовой работы
- 3. Типовая структура и требования к содержанию ее разделов
- 4. Рекомендации по выполнению отдельных разделов курсовой работы
- 5. Рецензирование курсовой работы
- 6. Порядок защиты работы, критерии оценки
- 7. Характеристика жанров живописи
- Декоративный натюрморт
- 8. Физические основы учения о цвете. Основные свойства цвета.
- Образец оформления титульного листа
- Образец оформления задания на курсовую работу
- Образец оформления листа оглавления пояснительной записки к курсовой работе
- Глава 1. История развития ……………..(выбранного жанра) Глава 2. Особенности, пути и средства выбранного жанра
- Образец оформления листа введения пояснительной записки к курсовой работе:
- Список рекомендуемой литературы: