10 Басни эзопа
Идейная концепция эзоповской басни скептична и пессимистична; персонажи (главным образом животные) откровенно условны; повествование сжато и прямолинейно; язык прост и близок к разговорному. Рассказывая увлекательную, зачастую комическую историю, Эзоп преподает читателю серьезный нравственный урок.
Был ли Эзоп историческим лицом — сказать невозможно. Биография баснописца туманна и известно о его жизни немного, ведь он был рабом (по некоторым легендам — впоследствии вольноотпущенным). Даже век, когда он жил, определяется приблизительно (это, вероятно, 6 век до н.э.). На право называться родиной Эзопа претендовали Самос, Сарды, Месембрия во Фракии и Котиэй во Фригии. Легенда приводит Эзопа в Сарды, ко двору Креза, где баснописец якобы участвовал в пире Семи мудрецов, а затем в Афины, в период правления тирана Писистрата. Завершается его история несправедливой казнью по ложному обвинению в краже из дельфийского храма.
Интерес к басням Эзопа переносился и на его личность; за неимением достоверных сведений о нём прибегали к легенде. Греческий краснобай, иносказательно поносивший сильных мира сего, естественно, представлялся человеком сварливым и злобным, наподобие Гомеровского Терсита, а потому и портрет Терсита, подробно изображённый Гомером, был перенесён и на Эзопа. Его представляли горбатым, хромым, с лицом обезьяны — одним словом, во всех отношениях безобразным и прямо противоположным божественной красоте Аполлона; таким он изображался и в скульптуре, в том числе и в сохранившемся до нас интересном изваянии. Однако, несмотря на уродливость и склонность к сквернословию, Эзоп сделался настоящим героем народных преданий, повествующих о его смелых выступлениях против богачей и знати, о посрамлении им ложной мудрости правящих верхов.
В средние века была сочинена в Византии анекдотическая биография Эзопа, которая долго принималась за источник достоверных сведений о нём. Эзоп представлен здесь рабом, за бесценок продаваемым из рук в руки, постоянно обижаемым и товарищами-рабами, и надсмотрщиками, и хозяевами, но умеющим удачно мстить своим обидчикам. Эта биография не только не вытекла из подлинной традиции об Эзопе — она даже и не греческого происхождения.
- 1 Место античности в истории мировой культуры
- 2 Этические идеалы античности
- 3 Воспитание и образование в спарте
- 4 Воспитание и образование в афинах
- 5 Воспитание и образование в древнем риме
- 6 Распространение знаний в античности
- 7 Героический эпос
- 8 Дидактический эпос.
- 9 Античная лирика
- 10 Басни эзопа
- 11 Древнегреческая трагедия
- 12 Древнегреческая комедия
- 13 Литература древнего рима
- 2.2 Второй период развития древнеримской литературы
- 14 Мифология древней греции
- 15 Мифология древнего рима
- 16 Понятие философии
- 17 Метафизика и диалектика в античной философии
- 18 Материализм в античной философии
- 19 Идеализм в античной философии. Философия Платона
- 20 Философия киников. Диоген из Синопа
- 21 Философия аристотеля
- 22 Софисты. Релятивизм и скептицизм в античной философии.
- 23 Античная риторика
- 24 Архитектура и скульптура древней греции
- 25 Архитектура и скульптура древнего рима