22 Софисты. Релятивизм и скептицизм в античной философии.
(от греч. sophistes — мудрец) — поставили в центр филос. внимания проблемы человека и общества (втор. пол. 5 — пер. пол. 4 в. до н.э.). В условиях демократии умение публично говорить, убеждать и переубеждать стало жизненно важным. С. учили искусству побеждать противника в спорах и в тяжбах. А «в судах, — скажет позднее Платон, — решительно никому нет никакого дела до истины, важна только убедительность». Поэтому слово «С.» приобрело предосудительный смысл. Под софистикой стали понимать умение представлять черное белым, а белое — черным. С. были философами в той мере, в какой эта практика получала у них мировоззренческое обоснование.
Вместе с тем С. сыграли и положительную роль в духовном развитии Эллады, Они — теоретики и преподаватели красноречия. Многие из С. обладали удивительным даром слова. Велики их заслуги и в области подготовки логики. Вызывающе нарушая еще не открытые законы мышления, С. способствовали их открытию. В гносеологии С. сознательно поставили вопрос о том, как относятся к окружающему нас миру мысли о нем? На этот вопрос С. отвечали отрицательно: объективный мир непознаваем. Однако агностицизм С. ограничен их релятивизмом — учением о том, что все в мире относительно, в том числе относительна и истина, ибо она зависит от условий, места и времени, от обстоятельств и от человека. С. учили, что истина у каждого своя. Как кому кажется, так оно и есть. С. отвергли объективные критерии добра и зла. Что кому выгодно, то и хорошо, то и благо. В области этики релятивизм С. превращался в аморализм.
С. разделили то, что существует по природе, и то, что существует по человеческим законам (рабство не от природы). Свой релятивизм С. распространили и на религиозную веру. С. вели странствующий образ жизни. И там, где они появлялись, догматизм традиции был поколеблен. Сами они могли сегодня доказать тезис, а завтра — антитезис. Это шокировало обывателя и пробуждало его мысль от догматической дремоты. У всех невольно возникал вопрос: а где все же истина?
С. принято делить на старших и младших. Среди старших выделялись Протагор, Горгий, Гиппий, Продик, Антифонт, Ксениад; среди младших — Алкидам, Тразимах (Фрасимах), Критий, Калликл. От многочисленных сочинений. С. сохранилось немного.
Релятивизм – это методологический принцип, который состоит в метафизической абсолютизации условности и относительности содержания познания, разновидность агностицизма. Релятивизм истекает из некого одностороннего подчеркивания отрицания относительной устойчивости и постоянной изменчивости действительности вещей и явлений.
Гносеологическими корнями релятивизма является отказ от признания преемственности в любом развитии знания, а также преувеличение зависимости процесса познания от различных условий. К примеру, от психического состояния, от биологических потребностей субъекта, или же теоретических средств и логических форм и так далее. Фактом развития познания, в ходе которого можно преодолеть любой уже достигнутый уровень знания, для релятивистов является доказательством его неистинности или же субъективности, а это приводит к отрицанию объективности всего познания, то есть к агностицизму.
Как методологическая установка релятивизм восходит к учению различных древнегреческих софистов. Например, из высказывания Протагора – «Человек есть мера всех вещей…» - исходит признание основой познания чувствительности, которая имеется только на настоящий момент, которая не отражает каких-либо устойчивых и объективных явлений.
Для античного скептицизма также характерны элементы релятивизма: обнаруживая условность и неполноту знаний, а также зависимость их от исторических условий самого процесса познания, скептицизм намного преувеличивает знания этих моментов и истолковывает их в своем роде как свидетельство недостоверности любого знания вообще.
СКЕПТИЦИЗМ (от греч. “скепсис” – исследование, рассмотрение) – в античной философии течение, представители которого не выдвигали никакого положительного учения о мире и человеке и не утверждали возможность истинного познания, но воздерживались от окончательного суждения обо всем этом. Наряду с эпикуреизмом и стоицизмом, скептицизм – одна из ведущих школ античной философии периода эллинизма. Все не-скептические философские учения внутри школы именовались “догматическими”. Традиционно история античного скептицизма рассматривается в двух школьных преемствах: Пиррон и его последователи и скептицизм Новой Академии.
Ранний пирронизм. Основатель – Пиррон из Элиды (365–275), его продолжатель – Тимон из Флиунта, с возобновлением пирроновской философии в 1 в. до н.э. связаны скептики Энесидем и Агриппа.
Скептическая Академия берет начало со схолархата (схоларх – руководитель школы) Аркесилая (ок. 268) и продолжается вплоть до времени Филона из Лариссы (1 в. до н.э.).
Скептики сформулировали три основных философских вопроса: какова природа вещей? Как мы должны к ним относиться? Какую выгоду мы получаем из такого отношения? И дали на них ответ: природа вещей нами познана быть не может; поэтому следует воздержаться от суждений от вопросов истинности; следствием такого отношения должна стать невозмутимость духа (“атараксия”). Вывод о непознаваемости природы вещей делается на основании равнодоказуемости противоположных суждений об этом мире и невозможности признать одно суждение более достоверным, чем другое. Воздержание от суждения (“эпохе”) представляет собой особое состояние ума, который ничего не утверждается, но и ничего не отрицается. Состояние “эпохе” противоположно состоянию сомнения и связанному с ним переживанию смятения и неуверенности – следствием эпохе как рая является спокойствие и внутренняя удовлетворенность. Таким образом, следствием из теоретического скептицизма по поводу вопросов устройства мира и его познания является содержательный этический вывод об идеале практического поведения. Тем самым, хотя скептики и не ставили в непосредственную связь достижения счастья от глубины теоретического познания, все-таки оставались в рамках традиционного античного рационализма: достижение этического идеала прямо соотнесено с пониманием границ теоретического познания.
- 1 Место античности в истории мировой культуры
- 2 Этические идеалы античности
- 3 Воспитание и образование в спарте
- 4 Воспитание и образование в афинах
- 5 Воспитание и образование в древнем риме
- 6 Распространение знаний в античности
- 7 Героический эпос
- 8 Дидактический эпос.
- 9 Античная лирика
- 10 Басни эзопа
- 11 Древнегреческая трагедия
- 12 Древнегреческая комедия
- 13 Литература древнего рима
- 2.2 Второй период развития древнеримской литературы
- 14 Мифология древней греции
- 15 Мифология древнего рима
- 16 Понятие философии
- 17 Метафизика и диалектика в античной философии
- 18 Материализм в античной философии
- 19 Идеализм в античной философии. Философия Платона
- 20 Философия киников. Диоген из Синопа
- 21 Философия аристотеля
- 22 Софисты. Релятивизм и скептицизм в античной философии.
- 23 Античная риторика
- 24 Архитектура и скульптура древней греции
- 25 Архитектура и скульптура древнего рима