logo
1глава диплома

1.3 Образный рисунок танца

Рисунок танца в создании хореографического образа. Рисунок танца это расположения и перемещения танцующих по сценической площадке. Рисунок любого танца, как и вся создаваемая композиция, должен быть подчинен идее хореографического произведения эмоциональному состоянию всех героев, которое проявляется в их танцевальных действиях и поступках. При сочинении рисунка танца балетмейстер должен использовать все возможности, для того чтобы добиться наибольшей выразительности, полнее раскрыть образ, характер, настроение героя. Рисунок танца должен развиваться логично, быть тесно связан с танцевальной лексикой, способствовать наиболее яркому выявлению на сцене танцевального текста. В зависимости от задачи номера балетмейстер может симметрично или асимметрично строить рисунок танца. Рисунок танца организует движения танцующих, систематизирует их. Различные построения и перестроения оказывают на зрителя определенное психологическое воздействие, и задача хореографа – добиться, чтобы рисунок танца наиболее полно выражал ту мысль, то настроение и тот характер, которые заложены в номере. Во время сценических репетиций хореограф старается проверить построение танцевального рисунка из разных точек зрительного зала, и при необходимости может вносить определенные коррективы. Логика развития рисунка танца диктуется в первую очередь задачей, которую ставит балетмейстер. Но бывают случаи, когда в соответствии с драматургией номера нужно показать на сцене тревогу, взволнованность или другие яркие эмоциональные состояния героев. Тогда балетмейстер может строить рисунок танца «клочковато», обрывать один рисунок и переходить к другому.

Рисунок танца зависит, прежде всего, от замысла номера, его идеи, музыкального материала, музыкальной формы всего произведения (его внутреннего характера и образа, ритмической стороны, темпа, строения музыкальных фраз), национальной принадлежности танца (характерные черты рисунка, присущие танцам данного народа, его характеру). Мы уже говорили, что произведение должно быть построено по законам драматургии, что отражается и в рисунке танца. При постановке танца балетмейстер обязан учитывать логику развития рисунка танца, стремиться к разнообразию рисунков, использовать принцип контраста в построении рисунка, выделять основной, первый план рисунка танца, равномерно размещать рисунок по сценической площадке. Рисунок танца, как мы только что отмечали, зависит и от общей планировки сцены.

Танец всегда несёт в себе какую- то мысль, эмоционально-художественный образ, который раскрывается в композиции.

1. рисунок

2. композиция

3. лексика. Темпо-ритм.

Рисунок танца – это направление передвижения исполнителей по сценической площадке (т.е. путь – диагональ, круг, змейка и т.д.), а также пространственное расположение танцующих (т.е. фигуры – звёздочка, корзиночка, воротца, и др.).

Рисунки бывают: а) простые и сложные.

Простые: круг, линия, диагональ, квадрат, зигзаг, т.е. различные геометрические фигуры.

Сложные: это комбинации из простых рисунков: круг в круге, два круга, линия и диагональ, линия и круг и т.д.

б) симметричные и ассиметричные

в) образные (ассоциативные).

г) подражательные, изобразительно-подражательные. Например: «Петух», «Журавель», «Перепёлочка».

д) традиционные, пришедшие из глубины веков, исполняются почти в каждом народном танце.

е) национальные.

 

Источниками танцевальных рисунков являются не только природные условия, но и быт, и труд народа (т.е. особенности трудового процесса), национальный орнамент, резьба, плетение и т.д.

Известно, что ещё в глубокой древности календарные праздники сопровождались песнями, играми, танцами. Танцы рождались как бы в песне, вместе с ней. Взявшись за руки и образуя круг, исполнители пели и показывали то, о чём пелось в песнях. Сохранившиеся источники живописи, литературы, говорят о том, что основным композиционным рисунком бытовых танцев был круг, в котором и исполнялся хоровод. Вначале хоровод был только мужской или только женский. Позднее он становится смешанным. Когда круг был разомкнут, образовался полукруг. В свою очередь полукруг превращается в цепочку, когда танцующих вел в танце заводила. Цепочка привела к линиям в танце, которые давали возможность варьировать многообразные рисунки: «змейка», «улитки», «ручеёк» и т.д. Затем произошло разделение танцующих на пары. Они могли создавать колонну, которая сходилась и расходилась в разные стороны. Разделение на несколько линий давало возможность соединять их в многочисленные круговые композиции. Открылись возможности к развитию более сложных композиций рисунка в танце.

Танцы были, в основном, массовыми, и это увеличивало возможность усложнения рисунка танца, т.к. ракурс исполнения одной фигуры стоящими в разных местах парами менялся. Фигур становилось всё больше. Постепенно добавились композиционные переплетения больших и малых кругов, шенов, крестов, и т.д. Эволюция композиционного рисунка от простого круга до усложнённых рисунков и сейчас не остановилась в своём развитии.

 

Рисунок танца тесно связан с другими компонентами композиции. Прежде всего он зависит от вида танца: хоровод это, пляска, сольный или массовый танец. Здесь обязательно проявится и творческое видение балетмейстера.

Рисунок связан и с драматургией танца. Главная цель – передать тему и идею танца, чтобы он был правильно понят зрителем. И тем, где в драматическом развитии должна быть, например, кульминация, она должна быть и во всех других составных частях композиции – музыке, движении, рисунке. Поэтому говорят не отдельно о музыке и драматургии, а как о единой музыкальной драматургии танца. И, конечно, сочиняя танец, балетмейстер исходит из музыки, созданной на основе композиционного плана. Так с учётом музыкальной драматургии сочиняется хореография. Причём, от темпа, ритма музыки, от её плавности или динамичности зависит не только лексика, но и рисунок танца.

Кроме того, рисунок должен соответствовать не только внешней - стороне музыки (темпу, ритму), но и внутренней, т.е. должен выражать зримо её содержание. Сложная музыка должна быть выражена в столь же сложном рисунке.

Композиционный фрагмент – это наименьшее пространственное построение, которое является основным для данного танца и определяет его содержание.

Композиционная деталь – движение или наименьшее пространственное построение, которое в танце постоянно повторяется (т.е. лейтмотив в рисунке).

Неразрывно с рисунком связан переход. Это «мостик», связывающий рисунки в единую последовательность. Переход и рисунок отличаются друг от друга тем, что переход имеет текучую форму, а рисунок – устойчивую. Если убрать из танца или заменить рисунок, измениться весь танец. Переходы могут быть простые и интенсивные (когда развивается мысль ранее начатого рисунка).

Невозможно сочинять танец, рассматривая рисунок в отрыве от лексики, танцевального языка. Они связаны очень тесно. Если рисунок прост и логичен, его развитие достигается путём усложнения танцевальных движений, а там, где основным выразительным средством является динамично развивающийся рисунок, движений мало и в большинстве случаев они носят характер ходов.

Существует несколько приёмов для одного и того же рисунка, дающих возможность увеличить зрительное восприятие:

1. Смена рисунка

2. Введение рук, головы, и т.д.

3. Изменение направления

4. Для круга и линий – шире-уже

5. Введение атрибутов

6. Смена движений

7. Удвоение ускорение или замедление

8. Смена освещения

9. Игра костюмов

10. Приём контраста

Нужно отметить, что приём контраста одно из активных средств выразительности, широко применяемое в хореографии. Обязательно чередуется простой рисунок со сложным для того, чтобы не утомлялось внимание зрителя.

Каждый рисунок должен иметь окончание. Это могут быть повторяющиеся движения, позы, жесты и т.п. Таким образом, сочинение рисунков танца, их усложнение и разнообразие зависит от фантазии и изобретательности балетмейстера, основанной на содержании задуманного произведения, от его знания музыки, законов композиции, законов драматургии.

Все это имеет практическое значение в работе балетмейстера, особенно молодого. В дальнейшем, когда его талант, накопленные теоретические знания будут подкреплены практикой, ему будет значительно легче решать вопросы, связанные с технологией своей работы.

В качестве ярких примеров отражения художественного образа, при помощи рисунка танца, в хореографической композиции могут выступать:

• Знаменит своим полонезом балет «Маскарад», которые является не только зрелищно красивым, но он также превосходно передает в характере рисунка танца отдельные штрихи эпохи: напряженность, чопорность и холодность сцены бала, сразу после которого будет отравлена Нина. Опираясь главным образом на музыку, балетмейстер строит рисунок полонеза как четкое, холодное перестроение марширующих по сцене фигур.

• В сцене перед наводнением в балете Р. Глиэра «Медный всадник». Рисунок в данном случае точно соответствует характеру сцены: горе и отчаяние людей, бушующая стихия — все хаотично, разбросанно, не организованно.

• Например, в танцевальной картинке «Хмель», поставленной П. П. Вирским в Ансамбле народного танца Украинской ССР, балетмейстер построил рисунок так, что в определенный момент отвлекает внимание зрителей и делает неожиданным появление девушки-хмеля.

• Также в качестве примера можно рассмотреть адажио из второго акта балета «Лебединое озеро» в постановке Л. Иванова. Весь рисунок танца кордебалета построен балетмейстером как аккомпанемент основным действующим лицам — Одетте и Принцу. По своему характеру танец солистов и кордебалета соответствует музыке. Так же как в оркестре тема переходит от солирующего инструмента ко всему оркестру, или группе инструментов, так и на сцене тема иногда переходит от солистов к кордебалету, притом, что лейтмотив танца, в основном, исполняется солистами, а кордебалет аккомпанирует; рисунок танца кордебалета, несмотря на все разнообразие и красоту построения, лишь фон для главных персонажей.

В том случае, если балетмейстер сумеет правдиво отобразить все элементы хореографического образа: музыку, танцевальный текст, сюжетную линию, танцевальный рисунок и другое - произведение будет понятно зрителю и будет представлять определенную художественную ценность.