1.2 Хореографический текст (лексика)
Образ в хореографии понимается как целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Образный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Создать хореографический образ – значит обрисовать в танце действие или характер. Танец, лишенный образности, сводится к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становиться выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
Образное начало присуще бытовым и народным танцам, проявляясь в их эмоциональной наполненности и содержательной характерности, а иногда и изобразительных элементах. В балете хореографический образ нередко тождественен действующему лицу, персонажу спектакля. Основа хореографического образа – текст, сочиненный балетмейстером, но в воспроизведении исполнителя этот текст получает ту или иную интерпретацию.
Процесс создания хореографического образа, обычно, включает в себя несколько этапов:
1. Интерес к образу, изучение материалов по его характеристикам.
2. Рождение в сознании творца художественного замысла, в котором сконцентрированы общие черты будущего произведения.
3. Осуществление художественного замысла — перевод художественной информации из сферы ее идеального бытия в бытие материальное, изменение ее качественной природы.
4. Воплощение образа на сцене балетмейстером, а затем – исполнителем.
Создание хореографического образа – процесс многоступенчатый, требующий совместных усилий представителей различных сфер искусства. Хореографическое искусство включает в себя различные виды искусств - музыку, собственно хореографию, драматургию, пантомиму и т.д. Именно хореографии принадлежит ведущая, основная роль в создании хореографического образа. Каждый из них, преломляясь соответственно требованиям данного вида искусства, становится необходимым компонентом хореографического образного мышления. Специфика хореографической образности состоит в танцевально-пластическом развитии, и мышление образами самих танцев является единственным способом раскрытия и воплощения характеров. Содержательность хореографического образа тесно связана с содержанием всего драматургического замысла танца, который в процессе создания обогащается музыкальными, пластическими и живописными характеристиками, и вместе с ними предстает в новом единстве музыки, пластики, драматургии, пантомимы. В том случае, если это единство не нарушает целостности пластического образа, а, напротив, создает необходимые предпосылки для его художественного восприятия, мы имеем дело с таким синтезом, в котором ни одна сторона образной специфики не доминирует за счет другой.
Художественный образ в танце специфичен и складывается он из множества связывающихся свойств и особенностей, присущих ему. В его структуру входят художественно-образные элементы всех компонентов (слагаемых) танцевального произведения, то есть все выразительные средства хореографии.
Очень часто в хореографическом искусстве вместо термина «художественный образ» используется понятие «хореографический образ», так как в хореографии эти два словосочетания воспринимаются как синонимы.
Танцевальный текст и хореографический образ. Разучивание движений нельзя рассматривать вне связи с работой над ролью, над образом, этот творческий процесс должен быть одновременным. Движения исполнителей должны быть грамотными, убедительными, выражающими определенный характер. «Каждое движение – это живая ткань образа». Балетмейстер помогает исполнителю пластически мыслить в каждый момент роли, когда он находиться на сцене, раскрывать характер через интонацию жеста, движения, позы. И в каждом случае нужно находить индивидуальные штрихи, оттенки, соответствующие настроению персонажа, духу темы, сюжета, задаче постановки. Раскрывая образы, характеры, настроения, взаимоотношения, необходимо сочетать единство пластического и внутреннего содержания. «Иногда тонкий пластический штрих обогащает и развивает уже знакомые старые движения, помогает раскрытию образа». Танцевальный текст, сочиненный хореографом, должен быть образным для определенного действующего лица. Возможности пластики безграничны.
Взаимовлияние драматургии и хореографического образа. Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии, в соответствии с которыми и выстраивается сценический образ. В сценическом образе должна и быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией (развитие действия), и кульминация, и развязка. Балетмейстер должен так продумать и разработать развитие образа, чтобы это привело к сценической правде действия. Чтобы хореографический образ получил на сцене полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед танцовщиком ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. В танцевальном номере балетмейстер стремится выделить средствами хореографии все драматургические этапы. В постановке, не имеющей связного сюжета это каскад технически сложных движений и комбинаций, либо наиболее интересный рисунок танца, наибольшая динамика движения, наивысшая эмоциональность исполнения, либо другой хореографический прием.
Содержание танца передаётся с помощью богатейшей палитры выразительных средств, Созданных каждым народом на протяжении веков. Руководителю-постановщику важно знать, что составляет лексику танца, каковы его выразительные средства, как ими пользоваться.
Танцевальная лексика (или движения) подразделяются на 3 вида:
I. Действенные
II. Ассоциативные (или изобразительно-подражательные)
III. Традиционные
Действенные движения.
Движения в танце имеют условный, обобщённый характер, как бы отвечают на вопрос, что делает человек: собирает виноград, косит траву, сеет лён, зовёт, приглашает. С помощью этих движений можно «читать» танец, понять, о каких действиях человека в нём рассказывается. Такие движения назыв. «действенными» - т.е. выражающими конкретное действие.
Ассоциативные или изобразительно-подражательные.
Множество движений народных танцев и плясок образно передают различные понятия, представление, условности, Существующие в реальной жизни. В них проявляется способность человека подражать окружающей действительности, воспроизводить её. Для восроизведения в танце традиционных символов, понятий, представлений, часто прибегают к ассоциациям, используя изобразительно-познавательные движения. Так, русский народ обобщил понятие о женской красоте в образе лебедя, представление о задире-забияке в образе пастуха, о девичьей прелести и скромности в образе берёзки.
Важно отметить, что изобразительно-подражательные движения народного танца никогда полностью не воспроизводят и не могут воспроизвести то явление, которое они передают. Они показывают лиши наиболее характерные черты, выполняя задачу создания необходимых ассоциаций с действительностью. Поэтому они называются ассоциациями – способствующими созданию пластически образного выражения содержания русского танца.
Традиционные.
Мы часто видим, что танцоры пляшут от души, они не испытывают каких-то действий, не воспроизводят какие-то явления, а пляшут передавая характер, своё мироощущение, качества которыми они стремятся обладать: силу, ловкость, мужество, чувство собственного действия. Движения эти пришли из глубины веков, подавляющее большинство их в далёком прошлом имело действенный или ассоциативный характер (участие в охоте, занятие земледелием).
Но стечением времени, в связи с изменением в жизни народа, эти танцы теряли жизненную необходимость, их лексика постепенно утрачивала свою действенную смысловую основу. Действенный и ассоциативный характер сменился выражением эмоциональности, настроения, чувств человека. В связи с тем, что такие движения пришли с глубины веков и исполняются в каждом народном танце, их называют традиционные.
Многие из них имеют народные названия, которые в какой-то мере обозначают их образную основу, а иногда технику исполнения («ходы», «ковырялочка», «присед»).
Следует отметить, что когда мы покорим «танцевальные движения», то подразумеваем гармонию движения ног, рук, головы и корпуса, выражающие образ, действия, чувства. К выразительным средствам танца относятся ещё танцевальные жесты, позы, лексика, танцевальное исполнение, рисунок танца.
Хореографический текст – составная часть и выразительное средство хореографической композиции.
Х.Т. - совокупность в определённой последовательности всех танцевальных движений и поз, образующих танец.
Х.Т. – является составной частью драматургии и развивается на протяжении всего номера от простого к сложному более яркому, выразительному.
Х.Т. – это средство, которым балетмейстеры пользуются для выражения содержания задуманного произведения. Х.Т. способен выразить мысли, чувства, переживания.
Х.Т. – складывается из элементов танцевального языка (хореографической лексики), которые в определённой последовательности и взаимосвязи образуют целостную систему. Х.Т. сочиняется балетмейстером на основе музыки, предназначенной для танца, и является воплощением эмоционального состояния, характера, образа героя. На одну и ту же музыку может быть сочинён разный Х.Т. Это зависит от творчества балетмейстера.
В состав Х.Т. входят:
1.Движения
2. Позы
3. Ракурсы
4. Жесты
5. Мимика
Танцевальное движение – это гармония движений рук, ног, головы и корпуса, выражающей образ, действие, чувства.
Поза – устойчивое выразительное положение.
Ракурс – доворот исполнителя в позе на определённое количество градусов – относительно точки восприятия зрителя (эпальман, анфас, профиль).
Жест – устойчивое положение или движения, несущее на себе образно-конкретную нагрузку. Одно из решающих образных действенных средств. Жест подчиняется развитию образа.
Мимика – это отражение всех движений души, тончайшие оттенки внутреннего мира человека, течение его мысли, внезапная или последовательная смена настроения.
При создании образа большую роль играет творческое воображение, фантазия, интуиция, мировоззрение художника.
Создание образа – процесс сугубо индивидуальный у каждого художника; общее в том, что все они черпают материал для своей работы из жизни (прошлой или настоящей). Анализируя весь комплекс полученных знаний, впечатлений, художник-балетмейстер вырабатывает своё суждение, свой взгляд. Умение выбрать главное, самое существенное играет большую роль для конечного результата работы – создания хореографического произведения.
В создании хореографического образа едва ли не основное значение имеет танцевальный язык. Танцевальный текст, сочинённый хореографом, должен быть образным для определённого действующего лица. Балетмейстер должен найти наиболее подходящее «слово», наиболее подходящее хореографическое воплощение своей мысли. Именно через пластику, через танцевальный язык воспринимает зритель замысел балетмейстера.
Танцевальный текст, музыкальный материал, на котором он рождается, играют первостепенную роль.
Важны не только «слова», не только лексика, свойственная тому или иному персонажу, но и интонация его пластической речи. Следует быть очень внимательным и к деталям: отдельным жестам, позам, характерным движениям. Всё это придаёт действующему лицу те или иные индивидуальные черты. Существенную роль играет и внешний облик героя: его костюм, грим, манера держаться.
Говоря о хореографическом языке, необходимо добавить, что автор его должен твёрдо знать, на основе какого танцевального языка будет поставлена хореографическая лексика данного действующего лица.
Любое хореографическое произведение строится по законам драматургии. Хореографический образ также не может создаваться без учёта этих законов. В сценическом образе должна быть и своя экспозиция, и завязка, и ступени перед кульминацией, и кульминация, и развязка.
Чтобы хореографический образ получил на сцене наиболее полное и яркое воплощение, балетмейстер должен ставить перед актёром ясные и конкретные сценические задачи, исходящие из действия, сюжета, идеи произведения, сквозной линии образа. Выразительность показа имеет очень большое значение. Мастерство исполнителя во многом способствует выявлению замысла балетмейстера.
Хореографический образ – целостное выражение в танце чувства и мысли, человеческого характера. Обычный танец содержателен, эмоционален, наполнен внутренним смыслом. Он всегда говорит о человеке, о народе, о стране, о времени. Создавать хореографический образ – значит обрисовать в танце действие или характер, воплотить на основе правдивого выражения чувства определённую идею. Танец, лишенный образности, сводиться к голой технике, к бессмысленным комбинациям движений. В образном же танце техника одухотворяется, становится выразительным средством, помогает раскрытию содержания.
- Глава I. Художественный образ в хореографическом искусстве
- Глава II. Методы создания художественного образа.
- Введение
- I Глава. Художественный образ в хореографическом искусстве.
- 1.1 Понятие о художественном образе
- 1.2 Хореографический текст (лексика)
- 1.3 Образный рисунок танца
- 1.4 Музыкальная основа в создании художественного образа
- Музыка — душа танца
- Глава II. Художественные средства в создании сценического образа.
- 2.1 Костюм.
- 2.2 Прическа и грим.
- Аксессуары.