logo
Настенная роспись

«Mezzo-fresco» и «а secco»: красота против долговечности

«Истинная фреска» в техническом плане очень трудоемка и сложна для качественного и красивого исполнения. Поэтому многие живописцы отдают свое предпочтение иным техникам монументального творчества. Более всего это характерно для мастеров, которые пытаются изобразить пластические формы, свойственные масляной живописи. Но картины, написанные маслом, позволяют своим авторам вносить неоднократные поправки и прописки в уже готовое произведение. А художникам, работающим со свежей основой-штукатуркой, такая роскошь недоступна: изменить изначально задуманное просто невозможно, ровно как и с абсолютной точностью предсказать конечную цветовую гамму росписи фрески. Еще в XVI веке флорентийский живописец и архитектор Джорджо Вазари сказал: «пока стена сырая, краски показывают вещь не такой, какой она будет, когда стена высохнет». По мере высыхания стены цветовая палитра меняется, светоносность красок увеличивается. Это значит, что прежде чем приступить к созданию фрески, художник должен иметь на руках образцы «сухих оттенков». К тому же, работа именно над созданием фрески продолжается весьма длительный срок: декоративная роспись трех-четырех квадратных метров поверхности занимает обычно целый день.

В общем, выбирая между красотой и долговечностью, некоторые живописцы все же склоняются к «прекрасному». В результате и появились техники настенной росписи «меццо-фреско» и «а секко».

«Mezzo-fresco» смело можно назвать авторской методикой, которую изобрел в XVI веке Игнасио Поццо. Данная методика заключается в нанесении красочного пигмента на сырую или вновь увлажненную штукатурку таким образом, чтобы используемый пигмент не проникал в штукатурку глубоко.

«А secco» не может похвастаться чьим-то конкретным авторством, но от этого она не становится менее популярной техникой росписи стен и потолков. Суть «а секко» сводится к живописи по сухой штукатурке: изменения и дорисовка деталей? — практически любые; сроки? — сравнительно быстро; эстетика? — безусловно красиво; надежность? — определенно качественно, но не на века. Хотя даже с последним утверждением можно было бы поспорить: дошли же до нас произведения Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» (1495-1498 гг.) и фрагмент настенной росписи в капелле Перуцци «Видение Иоанна на острове Патмос» Джотто ди Бондоне (приблизительно 1320 г.)?

Другое дело, что «Тайная вечеря» Леонардо, к сожалению, начала разрушаться уже через несколько лет после завершения им работы — и именно по причине применения техники «а секко». Да Винчи написал картину темперными красками на каменной стене, покрытой гипсом, мастикой и смолой.

А нынешнее состояние росписи Джотто, увы, оставляет желать лучшего. Нет, произведение художника в любом случае поистине прекрасно, но испытание временем для него окончилось значительно хуже, чем для его многочисленных «ровесников»-фресок.