logo
Настенная роспись

Мозаика: «собрать картину по частям»

Мозаика — это искусство создания художественных образов посредством компоновки небольших кусочков цветного стекла (смальты), камня, гальки, керамоматериалов и пр. Сама идея применения мозаичной техники в оформлении интерьеров, наверное, стара, как мир. Еще в 3 тысячелетии до нашей эры в шумерском городе Урук (сегодняшнем иракском поселении Варка) конусная мозаика использовалась в качестве настенной росписи.

Роспись стены в урукском храме богини Иннин (Иштар, Астарты) выполнена при помощи следующей методики: выкрашенные в красно-черно-белую цветовую гамму глиняные конусы были плотно «вжаты» во влажную штукатурку и образовали зигзагоподобный либо ромбовидный рисунок.

В древней столице Фригийского царства — Гордионе, руины которого находятся в настоящий момент на территории современной Турции, в XX веке были обнаружены превосходные образцы мозаичной техники в виде орнаментированного пола, изготовленного из необработанной речной гальки. История создания фригийской мозаики ведет свой отсчет с VIII века до нашей эры.

Возвращаясь к настенной росписи, нельзя не упомянуть о византийской мозаике. Мастера Византии стали использовать в работе кусочки камней меньшего формата и тщательнее, искуснее выкладывать сам мозаичный рисунок. Все это привело к проявлению особого изящества и утонченности в византийской мозаике. Яркой иллюстрацией служит мозаичный портрет императрицы Феодоры, расположенный на нижнем уровне аспиды раннехристианской Базилики Сан-Витале в Равенне (Эмилии-Романье).

Создание этой композиции в числе прочих также символизировало триумф императора Юстиниана, который сумел вернуть Равенну под византийское покровительство, продлившееся надо заметить, затем совсем недолго. Феодора, бывшая супругой главы Византийской империи, изображена здесь в образе донатора (жертвователя средств в пользу храма) и приносит в дар церкви золотой потир — драгоценный литургический сосуд для богослужений. Цветовая палитра настенной росписи очень точно «запечатлела» ощущение торжественности атмосферы, соответствовавшей, видимо, настроениям монаршего двора. Великолепные и сочные оттенки травяного, пурпурного, бежевого, белого, красного, каштанового и золотистого цветов подобраны как нельзя более гармонично и грациозно. При фантастическом богатстве цвета в мозаике нет ни одного «лишнего» оттенка, выбивающегося из стройного композиционного ряда произведения. Автор мозаичной картины явно обладал незаурядным мастерством и неординарным талантом.

Позднее Средневековье стало периодом расцвета для древнеримского мозаичного искусства. Именно в XII-XIII вв. художники и мастера Древнего Рима разработали собственный стиль, свободный от строгих правил восточной традиции и более реалистично воспроизводивший изображение фигур и предметов в пространстве. К романскому стилю относятся цветочные мозаики базилики Сан-Клементе, мозаичный фасад и внутреннее убранство церкви Санта Мария в Трастевере, Базилика Сан Паоло Фуори ле Мура и др.

Например, верхняя часть купола аспиды базилики Санта Мария в Трастевере украшена мозаикой в 1140 г. Иисус Христос изображен на золотом фоне в окружении Марии, апостолов, святых и главы Католической церкви Иннокентии II с макетом базилики в руках. Взглянув в первый раз на это настенное панно, трудно даже вообразить, что подобное великолепие могло быть исполнено исключительно в мозаичной технике.