logo
Дискета по Культурологии #3 / семинар МОДЕРНИЗАЦИЯ ВОСТОКА / ИНДИЯ

Искусство.

Наследие индийского искусства необъятно. Религиозные идеи и моральные установки индийского общества запечатлены в первую очередь в литературных памятниках. На протяжении длительного периода (с середины II тысячелетия до н.э. до IV в. н.э)/ складывались два индийских эпоса «Махабхарата»и «Рамаяна». В основе сюжета первого из них лежит вражда двух царских родов: братьев Пандавов и Кауравов, борьба которых заканчивается торжеством попранной справедливости. В сюжет вплетены многочисленные вставные эпизоды, сказания, даже философский трактат "Бхагавадгита". Царевич Рама, герой «Рамаяны» отправляется на поиск похищенной демоном – Раваной своей жены Ситы. Оба эпоса существовали в устной традиции и на протяжении многих веков передавались певцами-сказителями.

«Махабхарат» и «Рамаяна» до сих пор очень популярны в Индии, по их сюжетам поставлены кинофильмы. Оба эпоса всегда были неисчерпаемым источником тем и сюжетов индийского искусства.

Памятников изобразительного искусства с середины II-середину I тыс. до н.э. почти не сохранилось. Брахманская традиция не знала храмового строительства и развитого изобразительного искусства. Проследить развитие индийского искусства можно лишь с III в. до н.э., с эпохи правления династии Ашоки, по повелению которого строились буддистские храмы и каменные колонны, украшенные капителями. Одна из них, знаменитая львиная капитель, стала национальной эмблемой современной Индии.

В эпоху Гуптов сложилась практика храмового строительства. В Индии появляются вначале пещерные храмы (в частности, вблизи города Аджанты). Содержанием росписей пещерных храмов была жизнь Будды. В правление Гуптов успехи в архитектуре и живописи были столь значительны, что этот период можно считать ''золотым веком" индийского искусства. Изображение Будды приобретает всё большую углублённость и одухотворенность. Рассказы о перерождениях Будды занимают значительное место в литературной прозе древней Индии

Особую роль в культуре Индии играло искусство танца. Разнообразные школы классического индийского танца возникают и оформляются в первые века новой эры. Театральное искусство включало в себя танец, сценическую игру и музыку. Танец являлся неотъемлемой частью театра, а в последствии выделился в самостоятельный жанр. Индийцы рассматривали танец как зримую поэзию. Воздействие танца должно было соответствовать воздействию прекрасной поэзии. Танцевальные движения, позы, жесты, мимика, представляли собой своеобразный символический язык. В танцах оживали индийские мифы и сказания. Удивительной особенностью индийского танца являются именно жесты. В своей статье, посвящённой классическому танцу Индии, Сунил Котхари пишет: "Жесты могут быть подражательными, описательными, подсказывающими и даже символическими, они передают целую гамму чувств и мыслей. Они говорят: приди, уйди, нет; они благословляют, ладонь становится благословляющей чашечкой лотоса, с кончиков пальцев слетают птицы движения могут обозначать небо и землю, семь морей и преисподнюю. Они говорят, в буквальном смысле говорят. Постепенно входя в мир этого танца, зритель начинает легко читать символику движений и помещать прочитанное в конкретный контекст.”3

Соотношение различных видов искусств в культурах неодинаково. В европейской культуре танец никогда не был таким доминирующим видом искусства, как в индийской культуре. Современный индийский кинематограф (имеющий, кстати, самого массового зрителя) в некоторой степени позволяет представить какова в Индии роль танца и музыки. Ведь ими наполнены не мюзиклы, что было бы понятно для европейца, а обычные фильмы. Герои, отвлекаясь от текущих событий, вдруг начинают петь и танцевать. Во многих случаях происходит прямой пересказ смысла отношений танцем, своеобразная «пластическая трактовка» сюжета фильма.

Индийский танцевальный язык выполняет внутри цивилизации коммуникативную функцию. В Индии мелодическая основа сопровождает даже священные тексты Вед. Танец аккумулирует в себе самое существенное из индийской истории. Искусство танца оказало огромное воздействие на изобразительное искусство. Когда смотришь индийский танец, то видишь как будто ожившие изваяния. Характерной особенностью танца является особая скульптурность поз и танцевальных движений, что превращает его в движущуюся скульптуру, а скульптору в застывший танец. Синтез исконно индийской и мусульманской традиции в искусстве Индии проявился как в танце, так и в изобразительном искусстве, в частности в индийской миниатюре.

С историей индийского народа и его повседневным бытом было связано декоративно-прикладное искусство Индии. Изделия индийских ремесленников: ювелирные украшения и оружие, ткани и ковры, статуэтки и сосуды – поразительны по своему художественному мастерству; в них выражены представления индийцев о красоте и гармонии.

Yandex.RTB R-A-252273-3