Модернизация Индии.
Индия обладала богатыми природными ресурсами и плодородными землями. Главными богатствами её были текстиль, хлопок, шёлк. Ещё в XIV-XV вв., когда мусульманские купцы стали вести активную торговлю индийскими товарами, было построено множество удобных портов. Через эти порты в Европу поступали экзотические индийские товары, благодаря которым сложилось впечатление о сказочном богатстве Индии. Европейцы, торговавшие с Индией, постепенно сосредоточили в своих руках контроль над портами, вмешивались даже в политическую борьбу местных правителей. Индия в это время была политически нестабильной страной. Империя Великих Моголов переживала период упадка, на ее наследство претендовало несколько государств. В колонизации Индии принимали участие европейцы различных национальностей, но наиболее сильны были позиции англичан и английской Ост-Индской компании, объединившей в своих руках как торговые, так и дипломатические отношения с Индией. Англичане активно вмешивались в политические распри индийцев и правили по принципу "разделяй и властвуй". Уже к началу XIX в. практически вся Индия была под контролем англичан. В 1858 г. государственная власть в Индии перешла к представителю Великобритании со статусом вице-короля, и Индия стала британской колонией.
Завоевание Индии англичанами привело к тому, что страна превратилась в сырьевой придаток Великобритании, разорялась и слабела год от года. Её несметные богатства потекли на Запад. Но так Индия включилась в мировой рынок: англичане строили дороги и открывали промышленные предприятия, создавали новую администрацию. Английский язык для страны, говорящей на разных языках, стал объединяющим началом. Активное внедрение запад ной культуры способствовало проникновению в Индию европейского опыта, знаний, образа жизни. Знакомство с Западом стало реальностью для социальных верхов индийского общества, для индийских интеллектуалов, оно способствовало распространению европейских культурных ценностей.
Индия разделилась на две части: в городах шел активный процесс модернизации, а деревня оставалась по-прежнему традиционной. Радикальные партии не имели в Индии массовой поддержки, т.к. индийцам традиционно были близки идеи ненасилия. В XX в. самым известным политическим лидером, сыгравшим особую роль в истории Индии, стал Махатма Ганди, возглавивший партию Национальный конгресс, разработавший теорию ненасильственного сопротивления. Ганди сумел обратить нравственные ценности своей страны на такую сферу как политика. Возглавленное им движение набирало силу, и после окончания Второй мировой войны Индия получила независимость. За десятилетия своего независимого развития Индия решила задачи огромной важности. Процесс модернизации страны продолжался: в стране развивалась промышленность, она сама обеспечивала себя продовольствием, возникли наукоёмкие отрасли, проводились социальные реформы.
Современная Индия – светское и демократическое государство. Индия достаточно успешно идёт по пути научно-технического развития. Однако процесс модернизации охватил далеко не все слои индийского населения. В Индии реально существует два общества: примерно пятая часть индийцев, чей образ жизни повторяет европейский с его ценностями и стандартом жизни, и остальное население, ведущее привычный для их предков образ жизни. Обе части остаются достаточно обособленными и живут каждая по своим законам в одной стране.
Самой большой проблемой современной Индии является неконтролируемый демографический рост. В отличие от Китая, где жесткие меры контроля над рождаемостью, введенные государством, помогли снизить рост народонаселения, Индия не имеет такой программы. Попытки поставить рождаемость под жесткий контроль оказались неудачными, вызвав грандиозную волну стихийного недовольства. Темпы прироста населения составляют два процента в год. По прогнозам социологов, именно Индия будет самой многонаселённой страной в XXI в.: около 1,5 млрд. населения к 2050 г. по прогнозам демографов. Парадоксальность ситуации заключается в том, что древнейшая цивилизация мира состоит в основном из юных и молодых людей.
Высокие темпы рождаемости не позволяют стране решить экономические и социальные проблемы, повысить уровень жизни населения, обеспечить образование и медицинское обслуживание всех индийцев. Индия сейчас дает миру треть всех неграмотных. Большая часть средств, выделяющихся в государственном бюджете Индии на образование, тратится не на преодоление безграмотности (в стране не учится половина детей), а на развитие высшего образования. Возможно, что работает инерция тысячелетних представлений об образовании как привилегии высших каст.
Былые представления о кастовой иерархии претерпевают изменения: конституция защищает неприкасаемых (для них резервируются места в учебных заведениях, на государственной службе). В то же время современные производства и институты часто организуются по кастовому принципу – существуют кастовые кооперативы, колледжи, банки. В брачных объявлениях обязательно указывается кастовая принадлежность невесты.
Существуют прогнозы о том, что Индия может стать следующим экономическим чудом Азии. Такие выводы делаются хотя бы экспорта индийского программного обеспечения, который составляет 33 % мирового вала.
Индия - слишком большая страна, чтобы можно было определить её развитие по простой формуле. История этой «вечной цивилизации» может быть интерпретирована по-разному; так же, как и ее будущее.
1Васильев Л.С. История Востока:. В 2 т.М., 1994. Т.1. С.158.
2Васильев Л.С. 1Указ. соч. Т.1.С.155.
3Сунил Котхари. Классический танец Индии. В сб.: Индия. М., 1987. С.17-18.
Yandex.RTB R-A-252273-3