Мир повседневности.
Исследователи считают, что уровень жизни индийцев XVII-XVIII в. был сравним с уровнем жизни европейцев благодаря высокопродуктивному земледелию (два урожая в год), но в XIX веке произошло экономическое отставания Индии от Запада, пережившего промышленную революцию. Индийское земледелие было высокопродуктивным за счёт возможности сбора двух урожаев в году и высокой продуктивности риса как культуры.
Особенностью Индии стали бесчисленные ремесленники- обильная и низкооплачиваемая рабочая сила. Мастерство индийских ремесленников славилось по всему миру. С древнейших времен традиции индийских ремесленников развивались в разных направлениях: были ремесленники, творившие предметы роскоши для царя и двора, и были деревенские ремесленники. Принципы деревенского ремесла чаще всего базировалось на местных традициях. Творчество было полностью анонимно.
Мир повседневности индийца был миром кастового деления. Каждая из каст вела свой собственный образ жизни. Касты располлагаются по иерархической лестнице тем ниже, чем более они причастны к занятиям, считающимися «оскверняющими», например, уборке мусора.
Жизнь индуса, принадлежавшего касте брахманов, делится на четыре стадии. Во время первой из них (до 20-25 лет) индус осваивает правила поведения в семье и касте, получает образование, соотвествующее его рождению. Если юный брахман изучал санскрит и знакомился со священными текстами, то юный кшатрий должен был постигать воинское искусство. На второй стадии индус становится семьянином и домохозяином. Положение женщин в индийском обществе весьма противоречиво. Нередко мужа девушка впервые видит на собственной свадьбе, она теряет свое имя, статус ее повышается с рождением ребенка, особенно мальчика (согласно представлениям индийцев, только сын, совершив похоронный обряд, способен обеспечить отцу благополучный переход в иной мир). Постепенно права женщины расширяются, и в будущем она может стать хозяйкой дома, старшей женщиной в большой индийской семье, где под одной крышей проживают несколько поколений. Третья стадия предполагает время ослабления семейных уз и подведение итогов, а четвертая – отрешение от мира, отшельничество и поиск истины, ценящийся в Индии очень высоко.
Сведения о жизни простых индийцев и представителей высших каст можно почерпнуть из памятников индийской литературы. Как и в любом традиционном обществе, главнейшая роль в Индии принадлежала религии, Богатейшая мифологическая система сначала брахманизма, а затем и индуизма задавала ту систему образов и ритуалов, которые сопровождали индийца на протяжении всей его жизни. Танцевальное и музыкальное творчество индийцев основывалось именно на мифах, представляло их и распространяло. В мифах и легендах, вошедших в эпические поэмы "Махабхарата" и "Рамаяна», индийцы черпали темы для своих творений, для обрядов и ритуалов.
Эти ритуалы были очень многоплановы. В них использовались песни и танцы, живопись, магические формулы. Вся огромная страна воспринимала единый язык ритуала, общую символику и мировосприятие. На протяжении всего индуистского года один за другим следовали многочисленные праздники, в которых участвовали все индийцы. Праздники сопровождались танцами, музыкальными и театральными представлениями.
Различные религии, перекрещивавшиеся в Индии, представляли и различные трактовки любви. Если для буддизма идеалом было безбрачие, то брахманизм и индуизм, напротив, придавали эротике сакральный характер, приписывая ей мистическое значение. Чувственной любви были посвящены литературные произведения и трактаты. Самый знаменитый из них "Камасутра" представляет любовные отношения как науку и искусство. В целом же отношение индийцев к женщине, как уже отмечалось, было двойственным. Она не имела возможности проявить собственную инициативу, приветствовались её покорность и преданность. При этом в искусстве и любовной игре женщина становилась богиней. Отношения между мужчиной и женщиной в индийской культуре стали особой формой культурного развития. Это связано с тем, что они рассматривались религией не как греховные, а напротив, как сакральные.
Yandex.RTB R-A-252273-3