logo
реферат содержание

Влияние исторической ситуации, средневековых традиций и арабского влияния, а так же культуры других, в том числе Италии и караваджизма, на становление испанской школы живописи.

Искусство Испании XVII века отличается большим своеобразием, находящим объяснение в особенностях исторического развития Испании. Однако здесь процесс формирование национальной школы протекал очень своеобразно, по сравнению с другими странами, вследствие некоторых обстоятельств, составлявших специфику истории Испании этой эпохи.

Одним из факторов, принявших участие в формировании испанской культуры, было влияние Италии, в том числе различных Итальянских мастеров. Испанские художники были хорошо и довольно таки близко были знакомы с творчеством Тициана, Тинторетто, Караваджо, и применяли их достижения в своих работах. Особенно сильным было влияние караваджизма. Некоторые исследователи считают, что искусство Испании строится лишь на подражании итальянским мастерам. На самом деле Испанские художники обладали своей собственной манерой живописи, в их работах очень сильно прочитывалась их индивидуальность и особенность традиций Испании. Безусловно, отголоски живописи Караваджо встречались в их полотнах, но это не было сплошным копированием его работ. Да и все Итальянское влияние не было той основой, на которой строилась испанская живопись. Итальянское влияние сказалось скорее только на внешнем облике произведений, духовное составляющее здесь определяют национальные традиции и история Испании.

Духовное составляющее испанской живописи формировалось из других, наиболее важных факторов. Из-за сильного влияния церкви, искусство Испании было весьма ограничено. Особенно ярко это проявилось в живописи. Еще в 15-16 веках воплощение идей гуманизма, а так же других тенденций Возрождения, которые получили широкое распространение в европейских странах, в основном не находили места в работах испанских живописцев. То есть еще с давних времен формирование искусства здесь проходило очень сложно, т. к. было весьма ограничено. Те же тенденции имеют место и в испанской живописи XVII века.

У испанских художников было в основном 2 заказчика: двор, богатые испанские гранды, аристократия, и церковь. Роль католической церкви в сложении испанской школы живописи была очень велика. «Под ее влиянием формировались не только вкусы заказчиков, но и пристрастия самих живописцев. Но суровость судьбы испанского народа, своеобразие его жизненных путей выработали специфическое мировоззрение. Религиозные идеи, которыми, по сути, освещено все искусство Испании, воспринимаются очень конкретно в образах реальной действительности, чувственный мир удивительно уживается с религиозным идеализмом, а в мистический сюжет вырывается народная, национальная стихия. В испанском искусстве идеал национального героя выражен, прежде всего, в образах святых»2. Но все же в XVII веке живопись становится более разнообразной, теперь мастера не ограничивают себя только лишь религиозными сюжетами. Но все равно в их творчестве определяющую роль играет тяжелая судьба испанского народа, сложившаяся на протяжении многих веков под влиянием церкви и реконкисты.

Многовековая реконкиста оказала влияние не только на внешний характер живописи, но и на духовное составляющее. Трагичные отголоски прошлого, война с арабами делают испанскую живопись более осмысленной. Испанская живопись XVII в. более сурова и драматична. Основное внимание в ней уделено образу человека, раскрытию его внутренних, чаще всего религиозных переживаний. Значительно меньше места занимает изображение окружающей его среды — интерьера, пейзажа, натюрморта.

Процесс преодоления консервативных канонов готики, тенденций средневековья, становления реализма в живописи происходил в Испании позже, нежели в других странах. Еще в XVII веке встречаются картины, которые пропитаны традициями прошлого времени. В живописных полотнах часто встречаются традиции, принесенные арабами: орнаменты, мотивы мавританских ковров, подробная детализация и материальность предметов. Особенно в раннем творчестве Эль Греко наиболее часто встречаются средневековые традиции.