Историческая ситуация, повлиявшая на развитие и подъем искусства, а так же степень воплощения идей данного времени в живописи Испании (в сравнении с другими государствами в XVII веке).
«За XVII столетием, особенно за его первой половиной, давно укрепилось название «золотого века» испанской культуры. Ее бурный расцвет ознаменован в области литературы творчеством продолжавших в разной степени традиции великого Сервантеса испанских поэтов, драматургов, писателей — Кеведо, Лопе де Вега, Тирсо де Молина, Аларкона, Гевары, молодого Кальдерона».[1] Вслед за литературой начался мощный подъем искусства Испании. Но условия, в которых развивалось искусство, были далеко неблагоприятные.
Еще в недалеком прошлом Испания являлась одной из величайших держав мира. С одной стороны, здесь открылись особенно благоприятные возможности для самого широкого развития новой культуры, но все же Испания не получила столь мощного движения, как другие страны Европы. Еще в эпоху Возрождения, когда в других государствах наблюдался огромный подъем культуры, Испания оставалась на ранних этапах развития, которые другие европейские державы к тому времени уже преодолели. Причин столь медленному развитию испанского искусства было много.
Католическая церковь была главной опорой испанского абсолютизма. Религия еще в предшествующие столетия приобрела в Испании исключительно большое влияние. С возникновением абсолютизма она была поставлена в зависимость от королевской власти, в руках которой фактически оказалась учрежденная в 1478 году инквизиция, ставшая страшным орудием террора. Политика испанского абсолютизма, которая не дала стране нужного развития привела ее в XVII в. на грань катастрофы. Бедственное положение народных масс находилось в огромном контрасте с роскошью королевского двора и высшей знати.
На культуре Испании не могли не сказаться господство в стране реакционных сил и давление, оказываемое церковью. Враждебная позиция церкви препятствовала здесь распространению идей нового времени. Дольше, чем в других странах, в Испании сохраняется религиозный характер культуры. По-прежнему живописные произведения были предназначены для украшения церковных алтарей. Испания этого времени, по существу, не знала ни станковой картины, ни фрески. Естественно, что мифологические и светские сюжеты в этих условиях не могли получить права на существование. «Деятельность испанских живописцев жёстко контролировалась инквизицией (например, запрещалось писать обнажённое женское тело, в изображениях Богоматери и святых женщин нельзя было показывать их ноги). Тем не менее, почти все великие мастера Испании творили именно в конце XVI — XVII вв. Не случайно этот период называют золотым веком испанской живописи.»1
Еще одним историческим фактором, повлиявшим на культуру Испании, является многовековая реконкиста, которая закончилась в конце XV века, но еще в XVII веке ее отголоски имеют большое распространение. Арабское влияние очень четка прослеживается в живописи многих испанских мастеров. Мавританские мотивы встречаются во всех видах искусства.
Все эти обстоятельства осложнили и насытили противоречиями искусство Испании XVII века. По этим же причинам испанская живопись имеет свой собственный неповторимый облик.
- Цели и задачи исследования. Исследуемая литература.
- Историческая ситуация, повлиявшая на развитие и подъем искусства, а так же степень воплощения идей данного времени в живописи Испании (в сравнении с другими государствами в XVII веке).
- Основная часть
- Начало и истоки формирования национальной школы живописи Испании.
- Влияние исторической ситуации, средневековых традиций и арабского влияния, а так же культуры других, в том числе Италии и караваджизма, на становление испанской школы живописи.
- Творчество Эль Греко, как проявление мистицизма, а так же как переходный период от итальянской традиции к национальному искусству.
- 2. Золотой век испанской культуры. Подъем испанской национальной школы живописи.
- 2.1. Живопись Сурбарана и Риберы. Проявление в ней народной традиции.
- Заключение.
- Национальные особенности испанской школы живописи.