Введение
Настоящая программа предназначена для студентов дневного и заочного отделений факультета социологии. Тематика совокупностью проблем уточняет и развивает курсы «Социология культуры», «Социология духовной жизни» и др.
Содержательно программа представляет возможность осмысления тех процессов, которые произошли за последние десятилетия в области культуры, прежде всего массовой. Эти процессы охватили большинство населения России. Авторский интерес к массовой культуре диктуется тем, что она, удовлетворяя витальные потребности людей в снятии напряжения, в восстановлении жизненных сил, энергии, потребностей в отдыхе, в достижении жизненного успеха, затрагивает интересы всех слоев населения, а, следовательно, составляет предмет исследования социологии.
Теоретико-методологической основой программы курса является социологическая концепция витализма, которая акцентирует внимание на исследовании жизненных сил человека, индивидуальной и социальной субъектности, представляет возможности для анализа социокультурной ситуации в России.
В данную программу включены региональные аспекты массовой культуры, т.к. культура российской провинции заметно отличается от ее развития в столице и крупных городах. Здесь сокращаются возможности развития элитарной культуры и массовая культура становится господствующей и единственной. Еще меньше альтернатив у массовой культуры в деревне, где основным источником и каналом массовой культуры является образование и средства массовой информации.
Курс занимает особое место в подготовке профессиональных кадров для учреждений социальной и культурной сферы, т.к. ориентирует студентов не только на теоретико-методологическое усвоение знаний, но и формирует умения их эффективного применения для анализа тех культурных сдвигов, которые произошли за последние полтора-два года в России.
Курс может быть полезен при рассмотрении социальных и политических проблем, т.к. дает знания о манипулятивном воздействии массовой культуры на сознание людей, о возможностях блокирования низкопробной продукции массовой культуры. Имея информацию об особенностях ее воздействия на различные социально-демографические группы, можно формировать у молодых людей иммунитет к вредным, опасным влияниям массовой культуры, ее отдельных видов и образцов.
Таким образом, специалисты, обладая достаточно высокой компетентностью в области реальных культурных процессов могут быть более эффективными в своей практической и прогностической деятельности.
Организационно-методический раздел
Курс «Массовая культура» является курсом по выбору для специальностей «Социология», «Реклама», «Прикладная информатика в социокультурной сфере», «Организация работы с молодежью».
Цель курса – способствовать освоению студентами теории и методологии исследования массовых культурных процессов в современной России.
- Рабочая программа учебной дисциплины Массовая культура
- Барнаул 2011
- Введение
- Задачи курса – дать студентам базовые знания о содержании, основных закономерностях и тенденциях социокультурного развития в России.
- Требования к уровню освоения содержания курса.
- В конце семестра (V семестр) студент сдает семестровый экзамен. Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов дневного отделения
- Распределение часов курса по темам и видам работ для студентов заочного отделения
- Содержание курса
- Тема 1. Массовая культура как социальное явление.
- Тема 2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в России.
- Тема 3. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры.
- Тема 4. Современный кинематограф как элемент массовой культуры.
- Тема 5. Современная индустрия развлечений.
- Тема 6. Реклама как элемент и канал массовой культуры.
- Тема 7. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе.
- Тема 8. Социально-правовое регулирования массовой культуры и механизм культурной селекции в России.
- Учебный план курса
- Тема 1. Массовая культура как социальное явление.
- Тема 2. Массовая культура как явление социокультурной ситуации в россии
- Тема 3. Механизм и современные технологии распространения массовой культуры.
- Тема 4. Современный кинематограф как элемент массовой культуры.
- Тема 5. Современная индустрия развлечений
- Тема 6. Реклама как элемент и канал массовой культуры.
- Тема 7. Социальные следствия массовой культуры в российском обществе.
- Тема 8. Социально-правовое регулирование массовой культуры.
- Примерные вопросы для самостоятельной работы
- Примерная тематика рефератов и курсовых работ
- Примерный перечень вопросов к экзамену
- Учебно-методическое обеспечение курса
- 1. Рекомендуемая литература (основная):
- 2. Рекомендуемая литература (дополнительная)