Обучение приемам размазывания и надавливания
Цели и задачи
Обучение навыкам работы с пластилином: знакомство с новыми приемами (скатывание, надавливание и размазывание); создание сюжетных картинок при помощи новых приемов.
Формирование интереса к лепке.
Обучение умению ориентироваться на листе бумаги.
Развитие мелкой моторики.
Развитие речи.
Ознакомление с окружающим миром.
Развитие эмоций и фантазии. Материалы и инструменты
Мягкий пластилин ярких цветов; основа для картин; разноцветный матовый картон, бархатная бумага, пластилиновая основа (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутая на картон; ножницы, клей и др. Для обыгрывания сюжета картинки можно использовать пластмассовые и резиновые игрушки. Используемые приемы лепки
Скатывание (1-й способ) — формирование шариков из небольших кусочков пластилина путем их катания круговыми движениями между большим и указательным (или средним) пальцами руки.
Надавливание — нажатие на скатанный шарик указательным пальцем с целью получения пластилиновой лепешки в определенном месте на плоской основе поделки.
Размазывание — надавливание на скатанный шарик указательным пальцем и оттягивание его в нужном направлении с той же силой давления с целью получения пластилиновой линии на плоской основе поделки. Отщипывание — см. стр. 8.
Скатывание (1-й способ)
Надавливание
Размазывание
Описание методики
Пластилиновые картинки — это нетрадиционная методика работы с пластилином, при которой с помощью приема надавливания на маленькие пластилиновые шарики или их размазывания по поверхности основы создаются плоские изображения. Такая методика работы с пластилином позволяет создавать яркие пластилиновые картинки буквально за считанные минуты.
Навыки надавливания и размазывания пластилина усваиваются маленькими детьми быстро и без особого труда. При создании пластилиновых картинок малыши действуют пальцами. Чтобы ребенок быстро усвоил новый навык, необходима помощь взрослого. В нужном месте на картон кладется небольшой пластилиновый шарик диаметром 5—10 мм, скатанный взрослым. Затем взрослый берет указательный пальчик правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем надавливает сверху на палец ребенка. В результате из шарика получается круглая лепешка. Чтобы получить пластилиновую линию, взрослый берет указательный палец правой руки ребенка, кладет его на шарик и своим указательным пальцем сначала надавливает сверху, а затем, не уменьшая давления, оттягивает палец ребенка в нужном направлении. Основные направления размазывания -сверху вниз и слева направо (для правой руки), справа налево (для левой руки). В дальнейшем дети раскладывают готовые шарики в нужные места картинки и размазывают их самостоятельно, а также подготавливают к работе еще по 1—3 шарика.
Обучение приемам надавливания и размазывания пластилина начинается с пальцев правой руки, в дальнейшем присоединяется и левая рука ребенка. Удобнее всего действовать указательным пальцем ведущей руки, но можно пользоваться средним и большим пальцем, если это удобно ребенку. Во время работы необходимо следить за тем, чтобы палец ребенка не загибался, а оставался прямым и напряженным, чтобы он действовал подушечкой пальца, а не царапал пластилин ногтем.
По мере усвоения ребенком навыков создания пластилиновых картинок количество операций, выполненных самостоятельно, постепенно увеличивается: ребенок сам скатывает несколько шариков, раскладывает готовые шарики в нужные места картинки, надавливает и размазывает их самостоятельно. Подготовка к работе
Перед началом занятия нужно подготовить рабочее место. При работе с пластилином на столы следует постелить клеенку, а детям надеть специальные клеенчатые фартуки и нарукавники или халаты с рукавами на резинке. На столе должно находиться только самое необходимое: основы для картинок и заранее подготовленные пластилиновые шарики (можно положить на пластмассовые тарелки, чтобы детям было удобно их брать). Сначала детям предлагаются для работы пластилиновые шарики одного цвета, в последующем — шарики разных цветов, далее — маленькие кусочки пластилина для самостоятельного изготовления шариков.
На чем размазывать
В качестве основы для пластилиновых картинок можно использовать разноцветный матовый картон, бархатную бумагу, пластилиновую основу (пластилин, размазанный равномерным слоем на плотном картоне), ткань, натянутую на картон, плоские дощечки и др. Главное требование к основе для пластилиновой картинки: пластилин должен хорошо прилипать к поверхности, поэтому не советуем использовать глянцевый картон. Пластилин отлично прилипает к пластилиновой основе и к натянутой на картон ткани. Сюжеты пластилиновых картинок
В занятиях с детьми раннего возраста следует использовать простые сюжеты, близкие опыту детей. В играх с пластилином можно использовать не только сюжеты, приведенные в этой книге, но и те, с которыми малыши познакомились на занятиях рисованием, аппликацией. Эти сюжеты уточняются, расширяются, дополняются новыми деталями.
Помощь
Пластилиновые шарики необходимо подготовить заранее. В дальнейшей работе предлагать малышам изготавливать самостоятельно по 1—3 шарика, не более, иначе занятие затянется, дети устанут и потеряют интерес к продолжению работы.
Дети раннего возраста пока не в состоянии представить картинку мысленно. Поэтому им необходима помощь при выборе места для расположения пластилина на листе. Помочь ребенку сориентироваться на листе можно следующими способами:
выкладывать на картинку последовательно по одному пластилиновому шарику и предлагать ребенку надавить на него или размазать;
выложить из шариков простой узор и предложить ребенку надавить на шарики или размазать их (такой вари ант помощи можно использовать с детьми постарше, малыши могут неловкими движениями сдвинуть или разбросать шарики);
предложить детям заготовку для пластилиновой картинки, на которой взрослый с помощью точек (или кружочков) и линий сделал карандашный набросок будущей картинки;
сначала нарисовать картинку на листе бумаги вместе с ребенком или дать готовое изображение как образец, чтобы ребенок наглядно представил себе воплощение замысла.
Используйте различные варианты, и малыши постепенно будут все увереннее действовать на пространстве листа.
Хранение работ
У пластилина есть особенность — это жирный материал. Поэтому при изготовлении картинки на картоне он через некоторое время пропитается жиром, и работа будет выглядеть неопрятно. Такие пластилиновые картинки не стоит хранить долго. Мы советуем организовать выставку, а затем убрать работы (пластилин можно снять и использовать на следующих занятиях, а картон выбросить). Такой подход возможен в отношении простых работ — снежинки, зернышки и т. д. Когда планируете более сложную и соответственно более красочную картинку (мухомор, божья коровка, новогодняя елка и др.), подготовьте пластилиновую основу (с детьми постарше это можно сделать вместе). Такие картинки можно хранить долго, показывать друзьям и знакомым и даже использовать в качестве подарка.
- Занятие 7. Цветы
- Занятие 1. Спрячь зайку от лисы!
- Занятие 2. Каляки-маляки
- Занятие 3. Нарисованные истории
- Занятие 4. Палочки
- Занятие 5. Грибы
- Занятие 6. Лопаточки
- Занятие 7. Цветы
- Занятие 8. Нитки для шариков
- Занятие 9. Травка
- Занятие 10. Дождик
- Занятие 11. Дорожки
- Занятие 12. Круги
- Занятие 13. Мячи
- Занятие 14. Шарики
- Занятие 15. Яблоки
- Знакомимся с красками
- 1. Цветная вода
- 2. Смешиваем краски
- Занятие 16. Рисование на мокрой бумаге
- Занятие 17. Спрячем мышек
- Занятие 18. Салют
- Занятие 19. Цветочная поляна
- Уроки рисования с детьми раннего возраста
- Занятие 1. Вот какое тесто
- Занятие 2. Тесто шлеп-шлеп
- Занятие 3. Спрячь шарик
- Занятие 4. Достань предмет
- Занятие 5. Покормим птиц
- Занятие 6. Знакомство с пластилином
- Занятие 7. Пластилиновая мозаика
- Занятие 8. Блинчики
- Занятие 9. Готовим котлеты
- Обучение приемам размазывания и надавливания
- Далее идут фотографии творчества сына в альбоме «Пластилиновые картинки», а также на листах, распечатанных мною на ч/б принтере. Занятие 10. Покормим курочку (пластилиновые картинки)
- Занятие 11. Конфеты на тарелке (пластилиновые картинки)
- Цветы (Тюльпаны)
- Тематические занятия для детей. Одежда
- Играем в магазин
- Проращиваем семена в яичной скорлупе
- Коробочка из бумаги. Машина
- Занятие с кубами
- Занятие с цветными колпачками
- Занятие с матрешкой
- Занятие с колечками
- Занятие с шариками
- Занятие "Что в кастрюльке?"
- Воспитание познавательной активности при ознакомлении с окружающим Программное содержание.
- Инсценирование с помощью игрушек.
- Рассматривание картинок
- Знакомство с художественной литературой
- Занятие с куклой
- Занятие с игрушечным автомобилем (машиной).
- Чтение потешки "Ладушки-ладушки"
- Занятие - игра "Поручения"
- Показатели развития ребенка к 1 году 3 мес.