Скворцов в.В., развитие представлений о сущности библиотековедения как науки
В развитии библиотековедения выделяются два исторических этапа, которые, в свою очередь, делятся на периоды. Первый их них донаучный - этап библиотековедческой мысли, предыстория библиотековедения, который начинается в середине II тысячелетия до н.э. и заканчивается в XVIII - начале XIX в.; второй - научный, этап собственно библиотековедения, который длится с начала XIX в. по настоящее время.
Первый этап характеризуется тем, что основное его содержание составляли самые первоначальные и элементарные представления о библиотечном деле и библиотеках, которые еще не достигли уровня собственно научного знания, не образовали дисциплинарную систему знаний, отражая лишь эмпирическое восприятие библиотеки в сознании человека. Библиотековедческая мысль, в отличие от собственно библиотековедения, это обыденное, а не строго научное знание о библиотеках. Связь библиотековедческой мысли и библиотековедения выражается в том, что первая послужила истоком, отправной точкой возникновения, становления и развития последнего как научной дисциплины.
Основное содержание второго этапа заключается в том, что на основе библиотековедческой мысли складывается и развивается собственно библиотековедение как научная дисциплина, как система научных знаний, в конце концов получившая статус самостоятельной науки. Практически одновременно с этим шел процесс формирования библиотековедения как учебной дисциплины.
В ходе второго этапа представления о сущности библиотековедения претерпели существенные изменения. Выделяются три основные концепции сущности библиотековедения, которые последовательно сменяли друг друга в течение XIX-XX вв.:
- Лекция №1 Сущность библиотековедения, его задачи, функции и структура
- Задачи и закономерности развития современного библиотековедения
- Структура библиотековедения
- 1. Научные законы.
- Объект и предмет библиотековедения
- Лекция №2 Становление и развитие библиотековедения
- Возникновение и становление библиотековедения как научной и учебной дисциплины (XIX в.)
- Лекция №2 Концепции библиотековедения
- Скворцов в.В., развитие представлений о сущности библиотековедения как науки
- 1. Формально-техническая
- 2. Документалистская
- 3. Информационная.
- Скворцов в.В. Современная концепция библиотеки
- Столяров ю.Н. Документу альтернативы нет
- Лекция №6 Статус библиотековедения и его место в системе наук
- Лекция №5 Методология библиотековедения
- Методы научных исследований
- Библиотечные системы и сети рб.
- Централизованная библиотечная система сети государственных публичных библиотек (цбс) Республики Беларусь. Виды цбс, цели, задачи, структура.
- Структура цбс.
- Структура цбс. Структура и функции структурных подразделений цбс. Цб
- Структура цб.
- Опорные библиотеки-филиалы (обф)
- Структура обф.
- Библиотеки-филиалы (бф).
- Структура бф Нестационарные формы обслуживания.
- Варианты централизации.
- Централизация детских библиотек.
- Сети библиотек разных ведомств, организаций и учреждений. Цели, задачи, функции, структура, особенности.
- Сеть государственных публичных библиотек рб.
- Национальная библиотека Беларуси. Типологические особенности и функции.
- Национальная библиотека Беларуси.
- Универсальные научные областные библиотеки рб
- Сеть научно-технических библиотек рб (нтб).
- Сеть медицинских библиотек.
- Сеть сельскохозяйственных библиотек.
- Сеть педагогических библиотек рб.
- Библиотеки законодательных, исполнительных, судейских органов власти рб.