Вопрос 1. Альбрехт Дюрер (1471-1528).
Чего только не изображает он, даже то, что невозможно изобразить, - огонь, лучи, гром, зарницы, молнии, пелену тумана, все ощущения, чувства, наконец, всю душу человека.
Эразм Роттердамский.
Дюрер считается основоположником искусства немецкого Возрождения.
Родился в Нюрнберге 21 мая и был третьим из 18 детей своих родителей. Его отец, Альбрехт Дюрер старший, венгр по национальности, был золотых дел мастером, ювелиром. Сначала он старался увлечь ювелирным искусством и сына, но не получилось. Отец заметил, что сын проявляет больше склонности к живописи, чем к ювелирному делу, и он отдал его в ученики к местному художнику Михаэлю Вольгемуту. В его мастерской юноша освоил не только основы живописи. Его наставник считался неплохим книжным иллюстратором, и у него Альбрехт научился технике гравюры на дереве. Именно такие гравюры использовались в то время в качестве иллюстраций. В 13 лет Дюрер впервые нарисовал автопортрет. С тех пор он создаст их много, каждый – самооткровение и поиск истины.
Через 4 года Дюрер отправился в обязательное для каждого начинающего художника путешествие по немецким городам. Он должен был усовершенствовать своё искусство, чтобы получить звание мастера. 1490 годом датируется первая его картина – портрет отца. Затем он совершил своё первое путешествие в Италию.
7 июля 1494 года он обвенчался с Агнессой Фрей, дочерью преуспевающего медника. Вот молоденькая женщина, облокотившись, она опустила голову и задумалась. Под рисунком подпись: «Моя Агнесс», 1495. Через 26 лет Дюрер снова нарисует её портрет. Портрет жены, зрелой женщины с плотно сжатыми уголками губ и твёрдым взглядом. Все эти годы она была его другом и помощником. Как и мать Дюрера, она держала свой стенд на ярмарках, где продавала резьбу по дереву и гравюры на меди, сделанные Дюрером. Взаимопонимания между супругами было мало. Агнесс не могла до конца понять и разделить творческих познаний своего мужа, хотя брак продлился до смерти Дюрера. Детей у них не было.
В 1497 году Дюрер открывает собственную мастерскую с печатным прессом и начинает издавать графические серии в переплёте. Они и принесли ему первый серьёзный успех. Гравюры распространялись во множестве копий, и вскоре имя Дюрера стало известным не только во всей Германии, но и за рубежом.
Внешняя канва жизни художника довольно благополучна, но ему пришлось перенести несколько тяжёлых ударов судьбы. Он много страдал в 1502 году, когда хоронил своего отца.
Портрет отца Дюрера в 70 лет
Ещё больше опечалила его смерть матери в 1514 году, к тому времени из 17 его братьев и сестёр в живых остались лишь двое.
Барбара Дюрер 1493
| |
|
Вынесенные испытания обострили его религиозное чувство. Начиналась великая Реформация, Мартин Лютер уже задал свои вопросы католицизму. Дюрер симпатизировал Лютеру, но при этом был сторонником терпимости и примирения, а не теологических войн.
Летом 1505 года он вновь посетил Италию, а в феврале 1507 вернулся на родину. Слава его росла. В 1509 году он купил большой дом, он сохранился до наших дней, теперь в нём располагается музей Дюрера.
В 1520-21 годах он путешествовал по Нидерландам. Где бы он ни был, везде рисовал. Художник заносил в свои путевые альбомы всё, что видел: горные пейзажи и виды городов, портреты встречных людей. Его привлекали нравы и обычаи страны, особенности одежды, местные достопримечательности. Эти рисунки помогали ему потом создавать картины и гравюры.
Рисунки.
Наследие Дюрера-рисовальщика насчитывает более 900 листов, рисование было частью каждодневной жизни мастера. Он блестяще владел всеми известными тогда графическими техниками – от серебряного штифта и тростникового пера до итальянского карандаша, угля, акварели. Рисунок для него стал важнейшим этапом работы над композицией, включающим в себя эскизы, студии голов, рук, ног, драпировок. Его рисунок – это инструмент изучения характерных типов – крестьян, нарядных кавалеров, нюрнбергских модниц. Прославленные акварели – «Кусок дёрна», «Заяц».
Кусок дёрна (куст травы)
Рисунок моржа
Однажды, гуляя в окрестностях города, мастер встретил на поляне зайца, который, в отличие от других, не юркнул в кусты, а спокойно остался на месте. Дюрер, всегда имевший с собой акварельные краски и кисти, тут же принялся за портрет длинноухого храбреца. Тот терпеливо позировал, а затем, словно убедившись, что рисунок закончен, с достоинством удалился. На листе с рисунком, который Дюрер бережно хранил всю жизнь, значится «Hase» — «Заяц»,
Начало нового XVI века было очень тяжёлым для Дюрера. Художник с трудом выздоравливал после долгой болезни. Ему пришлось на время забыть о путешествиях, и он заменил их прогулками по окрестностям Нюрнберга. Во время одной из таких прогулок, которые живописец называл «лучшим лекарством для души и тела», он подобрал крохотного зайчонка.
Зверёк поселился в доме художника, и однажды Дюрер решил написать его. Но как заставить пугливого зайца сидеть неподвижно? Живописец устраивал свою беспокойную модель на стуле возле окна, подолгу разговаривал с животным, рассчитывая успокоить его ласковым тоном. Однако далеко не сразу Дюреру удалось приступить к написанию картины — заяц убегал прочь при любом подозрительном шорохе. Художнику так и не удалось полностью победить недоверчивость зверька. Но, наверное, это и к лучшему, ведь настороженный заяц на картине выглядит не нарисованным, а живым. Он приподнял одно ухо, его рыжевато-коричневый мех чуть взъерошен, в расширенном зрачке отразился оконный переплёт. Кажется, что зверёк вот-вот сорвётся с места, причём причиной бегства может стать не только какой-то резкий звук, но и случайно коснувшийся его шёрстки солнечный луч.
Руки молящегося
Гравюры.
Искусство Дюрера-гравёра восхищало современников. Дюрер одинаково успешно работал и в области ксилографии (гравюра на дереве), и в области резцовой гравюры на меди. Он превратил гравюру в один из ведущих видов искусства.
Первая его графическая серия – 15 гравюр на дереве на темы апокалипсиса (1498). У него есть два больших графических цикла, посвящённых страстям Христа. Это «Большие страсти» (ксилографии, около 1498-1510) и две серии «Малых страстей» (гравюры на меди, 1507-13 и 1509-11).
Важнейшее место в творчестве Дюрера занимают гравюры «Рыцарь, Смерть и Дьявол» (1513), «Святой Иероним в келье» (1514), «Меланхолия» (1514), они образуют своеобразный триптих. На гравюре «Св. Иероним в келье» Дюрер изобразил старого отшельника похожим на учёного своего времени. На полках стоят книги, на стене песочные часы, на подоконнике лежит череп. В комнате царит тишина, заснули лев и собака. С виртуозным мастерством передаёт Дюрер мягкий свет, льющийся из окна, все мелочи обстановки кельи.
Святой Иероним в келье
Рыцарь, смерть и дьявол
Меланхолия
Купидон, крадущий мёд
Живопись.
«Портрет молодого человека». Крупным планом дано лицо, на нём – мужественная твёрдость. Лицо внешне спокойно, но внутренне чрезвычайно подвижно. Пытливая мысль зажглась в глазах и это освещает его не очень правильные черты и делает некрасивое лицо одухотворённым. Чёрный цвет одежд оттеняет светлые краски волос и кожи, сзади приглушённый красноватый фон. Красный, любимый цвет Дюрера, отблеском огня проскальзывает по поверхности портрета. В нём словно зарево предстоящих событий, тревожная энергия напряжённого времени, ведь изображённый – современник Реформации и Крестьянской войны. Портрет отражает веру художника в безграничные возможности личности, осознавшей себя свободной.
В 1520 году художник сильно заболел, скорее всего, малярией, и эта болезнь то отступая, то возвращаясь, не отпускала его до самой смерти.
В последние годы жизни Дюрер проводил за письменным столом большую часть своего времени. Ему нужно было завершить несколько теоретических работ. Это были «Руководство к измерению циркулем и линейкой» (1525), «Руководство по укреплению городов, замков и крепостей» (1527) и «Четыре книги о пропорциях человеческого тела» (1528).
Умер мастер 6 апреля 1528 года в родном Нюрнберге. Через 2 дня после его погребения художники города извлекли гроб и сделали маску и слепок руки мастера.
Обширные знания и разносторонность интересов, столь характерная для людей эпохи Возрождения, отличали Дюрера. Он писал картины, создавал гравюры на дереве и на медных досках, был инженером и архитектором, изучал математику, был теоретиком искусства, читал древних авторов, сочинял стихи.
Yandex.RTB R-A-252273-3