logo
2

"Полочные фильмы"

Главная задача Конфликтной комиссии — рассмотрение «персональных дел» так называемых «полочных» фильмов с последующим выпуском их в прокат. В одних случаях речь идет о реабилитации картин, «осужденных» безоговорочно и навечно, в других — о восстановлении авторских версий, искалеченных цензурными купюрами, в третьих — о широком выпуске на экран фильмов «формального проката», то есть получивших низкую категорию и, соответственно, малый тираж копий.

Приступая к освобождению «полочных» картин, комиссия предполагает, что их окажется не более двух-трёх десятков. Однако вскоре выяснится, что картины, чьи названия были на слуху, — лишь видимая часть айсберга. За четыре года существования комиссии ею будет легализовано и реабилитировано 250 картин, так или иначе пострадавших от цензуры.

Феномен «полки» мог возникнуть только в стране, где ни одна сторона не несла ответственности за экономический результат. В «сомнительных» для себя случаях государственные чиновники предпочитали списать в убыток вложенные в производство деньги, лишь бы не допустить того, чтобы на зрителей было оказано «вредное» с идеологической точки зрения воздействие. Но поскольку запрет готовой картины считался мерой экстраординарной, крамолу старались уничтожать в зародыше, на уровне сценария, а «ошибочные» эпизоды переснимать или вырезать.

Поводы для цензурного вмешательства и запрета могли быть различными:

«Серые фильмы», которые в начале 1980-х годов создали так называемый «вал» даже лучших киностудий, явились прямым следствием не столько «полки» как крайней репрессивной меры, сколько «профилактической» деятельности инстанций, старающихся эту «полку» предотвратить.