logo
"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

Введение

Расширение форм взаимодействия культур Востока и Запада обусловлено многими специфическими условиями современного общества, среди которых инновационные коммуникационные технологии, активизация социальной мобильности, процессы культурной интеграции и унификации и многое другое, способствующее формированию особого взгляда на культурные особенности разных народов и стран. Рост систематического знания европейцев об Азии, обусловленный интересом ко всему чужому и необычному, активно используется в разных сферах науки - от генетики, анатомии, психологии до филологии и истории, - что способствует развитию лучшего понимания между культурно различающимися сообществами.

Специфической чертой современности является перераспределение позиций на политической карте мира. Если до недавнего времени отношение Европы к Азии в значительной степени основывалось на патернализме (отношению сильного к слабому), то сегодняшний экономический взлет Китая и Южной Кореи - «Азиатских тигров» - обуславливает изменение политического, экономического и, конечно, научного интересов. Республика Корея характеризуется также подъемом национальной культуры - 20 лет назад в стране начался период активного распространения традиционной и современной культур сначала на территории Восточной Азии, а затем и по всему миру.

Начиная с 1990-х гг. корейская популярная культура (музыка, телесериалы и кинематограф), получившая название «корейской волны», постепенно приобретает широкую массовую известность. Количество ее поклонников в странах Северо- и Юго-Восточной Азии, в европейских государствах, США, Латинской Америке и Австралии продолжает неуклонно увеличиваться.

Масштаб и скорость распространения данного феномена обуславливают появление новых исследований, посвященных вопросам усиления и популяризации азиатской культуры. Обозначенными факторами определяются актуальность и новизна выбранной темы - возникновение увеличивающегося интереса к «корейской волне» в разных странах, преимущественно в молодежной среде. Субкультура кореяманов появилась не так давно и в нашей стране, во многом благодаря Интернету. Несмотря на то, что увлечение азиатской культурой на сегодняшний день является в некоторой степени элитарным из-за доминирующей ориентации российского общества на европейские ценности, механизмы инкорпорации специфических культурных продуктов представляют несомненный исследовательский интерес.

Во всем мире поклонники корейской поп-культуры слушают песни популярных групп, смотрят корейские фильмы и сериалы, учат корейский язык, следят за жизнью знаменитостей в социальных сетях, заказывают из Кореи диски и товары с изображениями любимых исполнителей, участвуют в благотворительных акциях, инициируемых звездами, покупают рис, книги, одежду и другие предметы потребления, которые затем отправляются в детские дома. Несмотря на то, что их активность имеет схожие черты с деятельностью поклонников других музыкальных групп, обладающих мировой известностью, их жизненные идеалы отличаются от ценностей поклонников западной культуры - очень важным становится достижение целей, усердие в преодолении трудностей, забота о близких, почитание старших и т.д.

Учитывая тот факт, что после образования Республики Корея в 1945 г. страна находилась под сильным влиянием США, которое в некоторой степени продолжается и в настоящее время, интерес представляет процесс взаимодействия восточной и западной культур и трансляция полученного опыта в другие страны мира. Так, мы можем пронаблюдать оригинальную стратегию национального брендинга Южной Кореи - «корейская волна» является результатом «продвижения собственных культурных продуктов на глобальный рынок», сочетающим в себе американский капитализм и корейский национализм [см.: 23, с. 436]. Такая успешная внешняя политика была создана правительством страны для формирования ее имиджа с целью приобретения определенного статуса и получения прибыли.

«Корейской волна» стала широко известна во многом благодаря рэперу PSY, который стал лидером мировых музыкальных чартов с хитом «Gangnam style». Но корейская поп-культура значительно шире, она имеет свою историю, определенные особенности подготовки и продвижения артистов, внутреннюю структуру и огромное количество приверженников в странах Восточной Азии, среди которых, помимо молодежи, есть взрослые и даже пожилые люди. Анализу механизмов формирования культурных продуктов, успешно и активно завоевывающих мировую популярность, посвящена данная работа.

Целью дипломной работы является выявление причин роста популярности корейской культуры в мире, анализ способов ее продвижения, изучение социальных трансформаций в мировом сообществе, способствующих возникновению интереса к культурным продуктам, обладающим национально-специфическими чертами.

Для раскрытия темы дипломной работы были поставлены следующие задачи: 1) проанализировать историко-культурный контекст взаимодействия Запада и Востока, изучить теоретические источники, посвященные проблеме взаимодействия культур Востока и Запада; 2) раскрыть особенности системы современного корейского шоу-бизнеса, описать основные направления корейской поп-культуры и формы ее влияния на мировую культуру; 3) используя методы включенного наблюдения и дискурс-анализа выявить специфику активности субкультуры кореяманов; 4) для определения причин популярности корейской культуры среди молодежи Российской Федерации (на примере молодежных субкультур г. Санкт-Петербург) провести онлайн опрос в социальной сети «ВКонтакте».

Объектами исследования являются:

- сообщества корейских и иностранных (прежде всего российских) поклонников «корейской волны»,

- корейские, русские и англоязычные сайты, посвященные современной корейской поп-культуре, и представленные там статьи, блоги и комментарии Интернет-пользователей,

- журналы, посвященные звездам «корейской волны», выпускаемые на территории стран СНГ.

Предмет исследования: «корейская волна» в контексте взаимодействия культур Востока и Запада.

Для получения информации будет использоваться следующая методология: анализ визуальных документов (художественных фильмов, сериалов, развлекательных телевизионных передач, музыкальных клипов, концертов, журналов), анкетный онлайн опрос российских поклонников поп-культуры Южной, изучение работ отечественных и зарубежных исследователей и специалистов в рамках представленной тематики. Данное исследование является междисциплинарным и включает в себя совокупность методологий антропологии, социологии молодежи и культурологии. Особое значение в дипломной работе уделяется культурологическому подходу, поскольку фокус исследовательского интереса направлен именно на специфические изменения в диалоге культур Востока и Запада.

Говоря о степени изученности, стоит отметить, что научное востоковедение зародилось в европейских странах в XVIII в. и стало интенсивно развиваться с середины XIX в. Хотя толчок для появления первых ориенталистов был обусловлен внешнеполитическими причинами (завоеванием и колонизацией стран Востока), ученые постепенно разрушали миф об азиатской отсталости, ломая концепции европоцентризма. Ведущую роль в изучении культур разных стран Востока занимают такие зарубежные ученые как Ж.-П. Абель-Ремюза, являющийся одним из основоположников современной западной синологии, Э. Бюрнуф, внесший большой вклад в расшифровку древнеперсидской клинописи, Г. Масперо, известный французский египтолог, Ф. Розенталь, специалист в области семитских языков, арабской литературы и ислама, Г. Рамстедт, специалист по лингвистике корейского и японского языков, А. Шиммель, крупнейшая исследовательница исламского мистицизма и многие другие [см.: 10, c. 87], [см.: 16, с. 10], [см.: 28, с. 7], [см.: 10, с. 207], [см.: 25, с. 8], [см.: 35, с. 11].

В российской науке тема востоковедения также представлена значительным количество работ. Среди монографий российских востоковедов можно выделить труды И.П. Минаева, в которых он проводит исследования индийской культуры («Старая Индия. Заметки на «Хождение за три моря» Афанасия Никитина», «Буддизм. Исследования и материалы» и др.), В.М. Алексеева, в которых собраны статьи, доклады и документы, посвященные истории и общим проблемам востоковедения («Наука о Востоке: статьи и документы»), Ю.Н. Рериха, представляющие собой системный рассказ о распространении буддизма и об исторических памятниках этой религии («История Средней Азии» в трех томах) и многих других ученых [см.: 20, с. 6], [см.: 19, с. 8], [см.: 1, с. 6], [см.: 27, с. 9].

В научной литературе также присутствуют работы, посвященные изучаемой проблематике. Следует выделить такие труды как «Восток - Запад» Н.К. Рериха, где он изучает общие истоки и элементы этих культур, «Запад и Восток. Статьи» Н.И. Конрада, в котором ученый проводит культурно-исторические параллели и описывает способы разного выражения одних и тех же идей в культурах Запада и Востока [см.: 26, с. 5], [см.: 11, с. 12].

В силу увеличения интереса к изучению корейской культуры стали появляться исследования, описанные в трудах Ю.В. Ионовой («Обряды, обычаи и их социальные функции в Корее»), Н.Ф. Бугая («Третья Корея: новая миссия и проблемы глобализации»), А.Н. Федоровского («Южнокорейские чэболь: становление, развитие, трансформация»), И.А. Толстокулакова («Очерк истории корейской культуры»), А.Н. Ланькова («Корея: будни и праздники») и многих других [см.: 9], [см.: 2], [см.: 33], [см.: 31], [см.: 13].

Вместе с тем феномен «корейской волны» остается малоизученным. Во всем мире современная корейская популярная культура - относительно новое явление, еще не сумевшее занять достойное место в научной среде, следствием чего является слабая освещенность темы в научной литературе. Учитывая данное обстоятельство, в качестве источниковедческой базы в данной дипломной работе будут использоваться данные различных российских сайтов, посвященных азиатской культуре («Азия-ТВ: аниме и дорамы онлайн», «Дорама TV», «ДорамаКун», «YesAsia! Новости азиатского шоу-бизнеса. Самые свежие новости K-POP, J-POP и C-POP!» и др.), которые содержат заметки и статьи о Южной Корее и других странах Восточной Азии. Будет также уделено внимание сайтам различных российских (преимущественно петербургских) организаций, занимающихся популяризацией корейской культуры («Международное молодежное общение», «Культурный центр при посольстве Республики Корея», «Форум «Диалог Россия - Республика Корея», «Информационно-аналитический портал «Единая Корея», «Туры в Корею | Туризм в Корее» и др.).

Структура данной дипломной работы состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения, библиографического списка и приложений.