2.2 Специфика южнокорейской массовой культуры
На современной корейской поп-сцене выступает множество только мужских и только женских групп, чье творчество в основном рассчитано на подростковую аудиторию. K-pop, вобравший в себя элементы западного электро-попа, хип-хопа, танцевальной музыки и современного ритм-н-блюза, исполняется определенным типом артистов - так называемыми идолам или айдолами (англ. idol - «божество, кумир»).
Корейцы, долгое время находившиеся под японской оккупацией, сейчас не очень радушно относятся к японцам, но используют многие их термины и заимствуют отдельные культурные элементы. Например, понятие идола в индустрии развлечений родилось именно в Японии после выхода на экраны французского фильма «Ищите идола» с Сильви Вартан в ноябре 1964 г. [см.: 51]. Данный термин стал применяться к японкам 14-16 лет, начинающим свой путь к славе. С 70-х гг. прошлого века до сегодняшнего дня понятием «идол» обозначают медиа-персону (певца, актера, модель) молодого, обычно подросткового возраста с привлекательным, по-детски чистым имиджем. «Их типичный репертуар состоит из простеньких мелодий, следующих преобладающей в данный момент моде в популярной музыке. Музыкальные способности не играют особо большой роли - достижения певцов-идолов обычно основываются на привлекательности их публичного имиджа» [43].
Название идола они носят еще и потому, что соответствуют образу успешных молодых людей и девушек: они не имеют права оступиться, всегда должны следить за своей речью и поступками, хорошо выглядеть, их личная жизнь также находится под пристальным вниманием. В случае скандала, особенно связанного с азартными играми (в Южной Корее они запрещены), курением или нарушения правил вождения идол приносит большое количество извинений и некоторое время не появляется на публике - другими словами, его деятельность временно приостанавливается. Например, в 2012 г. Никкун, лидер группы 2PM, попал в ДТП, находясь в состоянии алкогольного опьянения, после чего многие компании, чьим рекламным лицом являлся певец, моментально расторгли с ним контракт, убрав все его изображения со своих рекламных стендов. Идол долгое время не принимал участия в деятельности группы, выслушивая многочисленную критику в свой адрес и размышляя над собственным проступком. Когда недовольство общественности утихло, певец снова вернулся к работе [см.: 64]. Подобные инциденты, горячо обсуждаемые корейским обществом, происходят с некоторой периодичностью, заставляя идолов усерднее трудиться над собственным имиджем.
Существенным образом в южно-корейской культуре понятие «идол» отличается от понятия «артист». Каждый идол мечтает стать артистом, то есть профессионалом - он стремится к признанию, к востребованности у публики. Далеко не всем идолам удается стать артистами - обычно ими становятся те, кто ранее состоял в популярной группе и затем начал вести успешную сольную деятельность, вызвав своим запоминающимся образом и творчеством интерес и одобрение общественности.
Ярким примером является соло-исполнительница Ли Хе Ри, имеющая индивидуальный стиль музыки и ее исполнения. На данный момент певица является одной из самых знаменитых и успешных звезд южнокорейской эстрады. Тридцати четырехлетняя певица оказывает большое влияние на новичков в индустрии развлечений, поскольку в корейской музыкальной индустрии возраст имеет важно значение - артистом могут стать идолы после 30 лет.
Самой яркой звездой, оказавшей влияние на развитие корейской поп-музыки, стал Со Тхэ Джи. «Его комбинация хип-хопа и танцевальной музыки трансформировала музыку в Корее, заложив основу сегодняшней K-pop индустрии» [30, с. 509]. В 1991 г. он создал свою группу Seo Taiji and Boys, которая, начав с хип-хопа, быстро перешла на нью-метал, подражая американской группе Korn. В 1996 г. группа распалась, однако Со Тхэ Джи продолжил сольную карьеру, в рамках которой начал создавать более разнообразную рок-музыку. С тех пор и по настоящее время он считается самым известным корейским музыкантом в мире.
В конце XX в. стали появляться крупные музыкальные продюсерские компании, начиная с SM Entertainment, образовавшейся в 1996 г., которая начала искать молодых звезд и апробировать на них способы активного распространения поп-культуры. Процесс создания идол-группы выглядит примерно так: сначала компания проводит прослушивание, на котором отбирает определенное количество талантливых детей, которые затем становятся стажерами агентства и упорно тренируются, совершенствуя свои вокальные, танцевальные, театральные и другие навыки на протяжении долгого периода времени, параллельно учась в школе. Когда глава компании понимает, что стажеры готовы к дебюту, с ними подписывают контракт и формируют в группы, в составе которых молодые парни и девушки начинают свою карьеру. Для каждой группы специалисты шоу-бизнеса придумывают индивидуальный стиль - музыкальный, танцевальный и визуальный.
Помимо SM Ent., в Республике Корея есть несколько других крупных музыкальных продюсерских компаний: YG Entertainment, JYP Entertainment, Cube Entertainment и пр. SM Ent. выбрало преобладающую в музыке форму японского стиля, так как из перечисленных агентств оно больше всех ориентировано на японский рынок и активно сотрудничает с японскими музыкальными компаниями. JYP Ent. более ориентировано на Америку. YG Ent., чьими подопечными являются Big Bang и 2NE1, активно продвигают хип-хоп и такое современное направление в одежде и поведении как свэг (англ. swag - манера держаться и одеваться круто и стильно, распространено среди поклонников рэпа и хип-хопа).
Говоря о «корейской волне», нельзя обделить вниманием такого известного артиста как PSY, который благодаря хиту Gangnam style приобрел всемирную популярность. Несмотря на то, что в Корее он был довольно известным музыкальным исполнителем, эта песня принесла ему мировую известность, способствуя распространению корейской культуры. Он внес большой вклад в ее популяризацию, выступая на многих американских и европейских телевизионных передачах, общаясь и записывая музыку с иностранными звездами. Еще большую известность принес ему второй мировой хит Gentleman, а также третий сингл Hangover, записанный в дуете со Снуп Доггом. Неожиданный успех PSY дал возможность всему миру узнать о феномене «корейской волны».
Телевидение Южной Кореи активно транслирует музыкальные телепередачи с участием идолов, являющиеся своеобразными соревнованиями поп-исполнителей. «Шоу проходит в виде концерта, с минимальными интервалами, когда ведущие - а это тоже идолы - показывают промежуточные результаты исполнителей в рейтинге шоу» [52]. На записи музыкальных программ приглашаются фанаты выступающих групп, но попасть туда можно только при условии состояния в официальном фан-клубе определенного исполнителя (подробнее об этом см. в след. главе) и при наличии последнего релиза (альбома/сингла) группы.
- Введение
- Глава 1. Трансформация отношений между Востоком и Западом в научно-политическом дискурсе
- 1.1 Дихотомия «Восток-Запад» в гуманитарной науке
- 1.2 Репрезентации Востока (на примере восточноазиатской культуры)
- 1.3 Политика Южной Кореи в сфере культуры
- Глава 2. Феномен современной поп-культуры Республики Корея («корейская волна»)
- 2.1 История и характеристика «корейской волны»
- 2.2 Специфика южнокорейской массовой культуры