logo
"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

1.2 Репрезентации Востока (на примере восточноазиатской культуры)

Рассматривая понятие «Восточная Азия» в географическом контексте, стоит отметить, что под ним подразумевается восточная часть Евразии, примыкающая к Тихому океану, и близлежащие к ней острова, на которых расположены такие страны как Китай (вместе с Тайванем), Япония, Сингапур, Монголия, Индия, КНДР, Республика Корея и российский Дальний Восток, которые в своей совокупности представляют самый густонаселенный регион планеты.

Востоковеды отмечают, что особенностью изучаемого региона является веротерпимость и тот факт, что правительство ни одной восточноазиатской страны не сблизилось и не соединилось с церковью, как это произошло в Европе и странах ислама. В этих странах даосизм, буддизм и конфуцианство сосуществуют в едином социокультурном пространстве. «Система религиозного синкретизма в сочетании с локальными культами и верованиями и особо почитаемым народами Восточной Азии культом предков сформировала основные культурные и этнопсихологические особенности населения Китая, Кореи, Японии и Вьетнама, во многом сохраняющиеся и по сей день» [6, с. 398].

Важнейшей особенностью обозначенных стран является использование иероглифической письменности, которая является символом их многовековой истории. Академик Н.И. Конрад подчеркивал, что через письмо и язык можно понять эти народы исторически [см.: 11, с. 16]. К примеру, в японском и корейском языках существуют вежливые формы обращения к людям, старшим по возрасту или социальному положению. Это наглядно демонстрирует, что в обеих языковых системах существуют одинаковые единицы, не только передающие информацию, но и выражающие отношения говорящих.

Несмотря на большие различия в системах письма, оно объединяет эти страны, так как в мире не существует подобных аналогов. Хотя в Корее и Вьетнаме давно произошел переход на алфавитную систему, иероглифы по-прежнему используются и являются «посредниками» между традиционной и современной культурами. Иероглифика служит основой культурного единства народов восточноазиатского региона, поскольку через письменность проявляется своеобразие их культуры.

Еще одной специфической чертой восточноазиатских культур является распространение на них влияния культуры Китая, история которого простирается почти на пять тысячелетий. Особенно это относится к единой Корее, так как за все время существования Китай был ее единственным соседом, выступавшим в роли источника всех научных и технических новшеств. Соответственно, все духовные и культурные изменения шли либо из Китая, либо через него. Помимо этого Республика Корея - единственная восточная страна, находившаяся под гнетом японской державы, а не западных империалистов, что также существенно сказалось на ее культурных особенностях.

В разные исторические периоды на Республику Корея оказывали влияние разные культуры: с древнейших времен и по сей день она взаимодействует с Востоком (прежде всего с Китаем и Японией), с периода Нового времени стали выстраиваться отношения с западной цивилизацией (прежде всего североамериканской и европейской). В 1950 г. в «стране утренней росы» были установлены дипломатические отношения с США, которые продолжаются по сей день - это проявляется как в экономическом, так и в культурном взаимодействии обеих стран. Барак Обама часто приводит Южную Корею как пример упорной работы и заслуженного успеха. Между странами налажены связи не только по поставке промышленных товаров, сельскохозяйственной продукции, услуг и технологий: Корея является активным участником диалога и поставщиком национальных культурных продуктов, обладающих своей спецификой.

Ученые также отмечают, что в Корее большое значение придается системе школьного образования, бережного отношения к национальным традициям и воспитанию нового поколения в духе традиционных культурных особенностей. Сейчас Корея, как и Япония, соединяет в себе местные обычаи наряду с умопомрачительными техническими инновациями, представляя собой «уникальное сочетание своеобразных традиций и постиндустриальной технологии» [34, с. 98].

Россия также занимается развитием дипломатических отношений с этой страной. Доказательством их успеха является введение взаимного безвизового режима с 1 января 2014 г., а также планирование развития сотрудничества в областях экономики, рыболовства, судостроения, охраны окружающей среды, науки, техники, культуры, космоса, проведения Олимпийских игр и многих других [см.: 41].

Инвестиции совместных проектов позволяют активно развиваться нашему партнерству, что увеличивает тенденции роста взаимодействия не только в экономико-политических отраслях, но и в сферах искусства. Например, 14 и 15 июня 2014 г. в Москве состоялся фестиваль «Мост в Корею», в рамках которого жители и гости города могли познакомиться с традиционной и современной культурами этой страны, попробовать национальную кухню и посмотреть выступления российских танцевальных коллективов (более подробно об этом будет рассказано в главе 3) [см.: 50], [приложение А].

Налаживая дипломатические контакты с Россией, корейцы стали сотрудничать с отечественными газетами и журналами, рассказывая в них о своей стране - например, с февраля 1998 г. стала выходить газета «Сеульский вестник», издаваемая по сей день [см.: 12, с. 5-10].

Республика Корея предпринимает различные действия для популяризации национальной культуры. Например, с 1987 г. начал издаваться ежеквартальный журнал «Koreana», где печатаются статьи об их искусстве и культуре на корейском, английском, русском и других языках. Выпуски начинаются со статей, описывающих культуру Республики Корея глазами иностранцев. Р.Дж. Фаузер в статье «Корея - это подарок судьбы на моем жизненном пути» указывает на особенности, которые его привлекают в корейском народе: динамизм и спонтанность их общества [см.: 32, с. 62-65]. Такие отзывы помогают стране создавать благоприятный имидж, тем самым привлекая к себе больше внимания иностранцев.

Южная Корея буквально «вбрасывает» свои культурные проекты, которые с помощью глобальной сети быстро и легко выходят за пределы страны и становятся доступными в большинстве регионов мира. Не зря эта страна считается одной из наиболее информационно развитых - всеобщая компьютеризация и внедрение цифровых технологий оказывают воздействие не только на экономику и политику: в сфере культуры и искусства также активно используется новейшее компьютерное оборудование, позволяющее рекламировать национальные достижения за рубежом. Это государство стало одной из ведущих стран по экспорту и распространению национальной культурной продукции на мировом рынке.