"Корейская волна" в контексте взаимодействия культур Востока и Запада

курсовая работа

1.1 Дихотомия «Восток-Запад» в гуманитарной науке

П. Сорокин в XX в. называл великие культуры Индии, Китая, Японии, Индонезии и исламского мира активными участниками мировых исторических действий. Уменьшение огромных территорий великих европейских держав, прежде всего Англии и Франции, быстрое распространение восточных верований и философских течений на западные территории приводили ученого к мысли о неком эпохальном сдвиге, в котором он усматривал признаки интеграции культур [см.: 15, с. 192].

Если отмеченные процессы культурного взаимодействия протекали медленно и были заметны только отдельным ученым, то в современном мире вопрос о значении интеграции разных элементов «чужой» культуры в «свою» и принципов создания их органичного сплава в национальной культуре остро встает перед многими государствами. В решении данного злободневного вопроса значительно преуспела Республика Корея, создающая благоприятный образ страны для налаживания международных отношений путем распространения национальной поп-культуры в других странах мира.

Историко-культурное наследие Востока отражено в большом количестве монографий и научных исследований историков, социологов, культурологов, этнографов, антропологов и представителей других гуманитарных дисциплин. Востоковедение и африканистика, целью которых является создание гуманитарной научной картины мира посредством комплексного изучения стран и народов афро-азиатского ареала, предполагает научно-гуманитарное обоснование дихотомии «Восток - Запад», то есть это единственная в современном знании наука, нацеленная на поиск некоего целостного «образа мира».

Ориентализм, призванный объяснить Восток для Запада, сейчас раздроблен на отдельные дисциплины - синологию (то есть китаеведение или китаистику), японоведение или японистику, корееведение, индологию или индианистику, арабистику и прочие ответвления, сконцентрированные на изучении определенных регионов Востока. Данная дисциплина, создаваемая в формате европейской научной эпистемы, имеет двойственный вектор развития: европоцентризм и востокоцентризм, находящиеся в состоянии постоянного противоборства.

Арабский Восток длительный период времени воспринимается западными странами как политический и культурный соперник, активно изучаемый различными гуманитарными науками. Имея разные составляющие, термин «Orient» в понимании европейцев и американцев представляет собой в первую очередь культуру стран Ближнего Востока, хотя Дальний Восток также относится к этому понятию (понятия Ближнего и Дальнего Востока применены относительно европейских стран).

Понятия «Восток» и «Запад» могут иметь разную интерпретацию: географическое положение стран, степень их экономического развития, религиозные практики и пр. Географическое противопоставление «Восток - Запад» является самым устойчивым, однако данный укоренившийся образ ничего не определяет в силу своей относительности - если к сообществу Запада принято причислять страны Европы, США и Канаду, то и под Востоком можно подразумевать совершенно разные регионы Азии: Восточный, Западный, Центральный, Юго-Восточный и Южный.

Для характеристики Востока может быть использовано два термина: East для обозначения востока как географического понятия и Orient для описания Востока как события культуры. Такое же различение может быть использовано и для Запада - West и Occident соответственно.

В данной работе дихотомия «Восток - Запад» будет использоваться для обозначения особенностей культур данных регионов. В основе различий культур Востока и Запада, прежде всего, лежат исторические, культурные и географические сущности, в значительной степени являющиеся продуктами взаимодействия людей, поскольку именно людьми создается история. Исходя из этого положения, можно сделать вывод, что Восток, так же как и Запад, является идеей, имеющей свою историю и традицию мышления. Таким образом, эти две географические сущности до определенной степени отражают и поддерживают друг друга [см.: 29, с. 12].

В данной работе внимание будет акцентироваться именно на восприятии западным человеком истории, культуры, искусства и других аспектов стран Востока, в основе которого лежит бинарная оппозиция «свой - чужой». Границы этих понятий изменяются в историческом процессе, находя в каждой эпохе новые социальные, культурные, религиозные, национальные противопоставления. Образ «чужого» представляет собой образ некоего врага, который в современном обществе чаще всего определяется по национальному признаку, в связи с чем указанный архетип стал отражать не только философские, социальные и исторические проблемы, но и политические. Однако признаки, являющиеся определяющими для той или иной цивилизации, меняются с течением времени в зависимости от того, что становится важным в каждый конкретный период истории - это может быть торговля, религия, искусство, экономика, политика и прочие аспекты.

Восток и Запад всегда имели связь друг с другом - обмен и торговля пряностями, шелком, чаем и другими «восточными» товарами издавна привлекали европейцев. Торговые отношения «оживляли» культуру, привнося в нее новые элементы. Говоря об истории взаимоотношений восточных и западных стран в культурологическом контексте, стоит отметить, что западная цивилизация, являющаяся преемницей греко-романской античной культуры, «издавна противопоставляла себя так называемому Востоку, то есть всему, что лежало за ее восточными пределами», за счет этого сформировав свой образ, идею и идентичность [см.: 44]. Представления о «Востоке» как о крае «чужих», «других» изменялись, расширялись, изучались и в своей совокупности составили науку «востоковедение» (Oriental studies), которая, с одной стороны, является совокупностью страноведческих и религиоведческих направлений (арабистики, индологии, синологии и других), с другой, определенным междисциплинарным синтезом, подразумевающим под собой общность стран и культур Востока [см.: 22, с. 194].

Европейцы, преимущественно англичане и французы, имеют давнюю традицию определенного способа общения со странами Востока, которую принято называть ориентализмом - суммой представлений Востока не только как соседа европейских стран, но и места расположения их старых и самых больших колоний. Ориентализм можно считать неким институтом, направленным на общение с Востоком, культура которого является неотъемлемой частью европейской материальной цивилизации. Помимо этого ориенталистика как академическая дисциплина ассоциируется также с определенными тенденциями и стилями в архитектуре, музыке, литературе и других видах искусства. Например, в творчестве таких европейских художников как Ж.О.Д. Энгра, О. Верне, Т. Готье, В.В. Верещагина, Э. Делакруа и других с различной степенью акцентуации прослеживаются восточные мотивы.

Основатели ориентализма придерживаются мнения, что отношения между Западом и Востоком - своего рода отношения силы и господства. Суждения о том, что существует Восток реальный и «ориентированный», то есть тот, который состоит из совокупности своих репрезентаций со стороны Запада и изучается в академической среде, являются доказательством европейской власти над Востоком. Запад создал свой объект изучения, превратив все обсуждения и интерпретации Востока в практики создания определенных смыслов, используемых в своей колониальной и постколониальной политике, разбив их на разные научные направления [см.: 29, с. 18]. Идея европейской идентичности как превосходства над остальными культурами является основной составляющей понимания культурной жизни индустриального Запада, что определяет ее культурную гегемонию над остальным миром.

Сложная и многоуровневая система репрезентаций Востока со стороны Запада заключается в изучении большого числа научной и художественной литературы и определении сущности «восточного человека» посредством осуществления практик экономической, политической и культурной экспансии, чему способствует «рост систематического знания в Европе о Востоке, знания, подкрепленного колониальным опытом, равно как и широким распространением интереса ко всему чужому и необычному, используемое развивающейся наукой этнологией, сравнительной анатомией, филологией и историей» [29, с. 62].

Изучив литературу, посвященную востоковедению, можно сделать вывод о том, что значительная часть ученых придерживается представлений о сильном Западе и специфическом, «традиционном» и в силу этого отсталом Востоке. Широко известно, что значительная часть изобретений человечества, например, бумага, книгопечатание, порох, водяное колесо и множество других были придуманы на Востоке, но принято считать, что только в руках Запада они стали совершенствоваться и давать толчки для новых научных открытий. В связи с этим народы Востока стали чувствовать себя отсталыми, неконкурентоспособными «варварами», как их окрестил Запад. Подобные взгляды можно найти, например, у Г. Гегеля, рассматривавшего Восток как некую «первоначальную» форму цивилизации, которая лишь при взаимодействии с западной культурой встала на путь прогресса [см.: 5, с. 161]. Однако Восток никогда не был слабым, отсталым - военная мощь, большое количество различных религиозных и философских направлений, огромное культурное наследие и другие особенности ставят его не просто на равный уровень с Западом, но и задают новые стандарты.

В настоящее время мировое сообщество обеспокоено глобальными проблемами современности социального, политического, национального, нравственного, экологического и других характеров, от решения которых, предполагающего взаимодействие и сотрудничество всех стран, зависит социальный и научный прогресс человечества, сохранение цивилизации в целом. Но существует целый комплекс социально негативных явлений, таких как терроризм, экстремизм, религиозная и расовая нетерпимость, мешающий налаживанию контактов и подчеркивающий различия между Востоком и Западом. Некоторые ученые относят явления экстремизма к виду «новой тоталитарной угрозы, которая на рубеже XX-XXI вв. пришла на смену поверженным тоталитарным режимам прошлого века» [3, с. 203].

Непонимание особенностей, в том числе и религиозных, исламского мира приводит к негативным последствиям. Настойчиво выделяется тезис, что в мусульманском мире биполярность проявляется в делении всех стран и народов на две части: дар аль-ислам («земля ислама») и дар аль-харб («земля войны»), следовательно, долг правоверных мусульман - вести джихад («усилие») [см.: 7, с. 397-398]. Многие понимают под этим вооруженную борьбу, хотя значение слова гораздо шире - оно подразумевает любое усилие над собой ради правого дела (в учебе, работе, социальной и духовной жизни общества для защиты и утверждения ислама).

Фундаментализм, терроризм, исламизм и другие радикальные движения, черпающие вдохновение в Коране и Сунне Пророка Мухаммада, вышли на политические арены в последнюю четверть XX-го столетия и имеют не столь религиозную основу - такие действия являются реакцией на процессы глобализации и секуляризации, протекающие в современном мире [см.: 21, с. 115-116]. Выработанному поведению имперских колониалистов Восток «противопоставил национально-освободительное движение, борьбу за независимость, деколонизацию, не только отвоевывавших державные права, но и восстанавливавших традицию» [8, с. 31], поскольку вестернизация предполагает освобождение незападного мира от своей идентичности и полную открытость внешнему влиянию.

Русский философ и политолог А.С. Панарин считает, что западная цивилизация бросила вызов странам Востока: это и культурный вызов вестернизации, направленный на трансформацию восточного менталитета в духе западных ценностей, и вызов политической модернизации, ориентированный на утрату Востоком своей специфики власти [см.: 42]. Конфликты такого рода не могут быть решены только одной из взаимодействующих сторон, и мировое сообщество приходит к осознанию путей решения данной проблемы - к необходимости межкультурного диалога, предполагающего не диктат одной стороны, а равноправие. Исходя из этого, разработка вопроса «Восток - Запад» и проблем взаимодействия их культур представляется весьма важной и актуальной темой для исследований в гуманитарных науках.

Восточная и западная цивилизации издавна различаются по типам мировоззрения - коллективное/индивидуальное соответственно, по видам производства природных и человеческих ресурсов: Восток - производящий, Запад - потребляющий. Но стоит отметить, что как для стран Востока, так и для Запада важнейшую роль играла религия: европейцы объединились в связи с распространением христианства, а арабы - с образованием мусульманства. О. Шпенглер еще в XX в., говоря об арабской культуре, важной составляющей наследия стран Востока, отмечал, что религия является фактором, определяющим идеологию: «Новую нацию создало совместное исповедование новой религии, и поэтому ее единство непроизводно от расовых и географических факторов» [24, с. 67].

Однако интерпретация восточной культуры как культуры ислама далеко не единственная. Восток зачастую символизирует особый путь движения человечества по истории, образующий свои миры, порядки, универсумы. «Дело не в вере, а в системе поддержания, вершения жизни. Японцев, китайцев, индийцев, египтян, персов, иудеев, арабов, тюрков единит не вера, а способ творения истории, по которому все они принадлежат Востоку» [8, с. 27-29]. Такой позиции придерживается не только автор этих строк В.В. Ильин, говорящий о культуре не с позиций географии, истории или религии, а с точки зрения специфики образа жизни, но и востоковед Н.А. Иванов, утверждающий, что при общей противоположности с западным миром Восток далеко не един внутри, так как отдельные его части значительно различаются между собой, тем не менее, образуя в совокупности единую социокультурную ментальную плоскость, существующую, правда, только в сознании европейцев [см.: 7, с. 390].

Становление глобального мира, охватывающее различные социокультурные аспекты человеческой жизни, ведет к рождению новых форм культурной активности и нравственных ориентиров. Процессы глобализации предполагают усиление взаимообогащения народов обычаями и традициями друг друга, тем самым превращая культуру в символический и экономический ресурс. Усиление влияния культурных факторов на политические процессы обуславливается развитием глобализации: увеличение масштабов миграции населения и активно используемая государствами политика мультикультурализма, направленная на сохранение культурных различий этнических групп. Образовались новые формы взаимодействия культур - сейчас в процессе диалога активную позицию занимает Восточная Азия, а конкретнее, Республика Корея.

Делись добром ;)