Раздел 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению
Необходимость изучения рынка и попытка предугадать предпочтения зрительской аудитории есть неотъемлемый и очень важный момент не столько при создании фильма, сколько при его зарождении еще на уровне разговоров и идеи. Это обусловлено венчурностью данного вида бизнеса.
На ранних этапах работы над фильмом продюсеру необходимо оценить сложившуюся на рынке ситуацию, чтобы понять целесообразность предпринимаемых им действий, сравнить соразмерность затраченных ресурсов и усилий с возможной прибылью и окупаемостью проекта. Одновременно он должен провести оценку зрительского потенциала будущего фильма, и в случае принятия решения о целесообразности работы над проектом, начать поиск по его финансированию.
От того, насколько четко и тщательно проделана данная работа, будет зависеть вся судьба будущего проекта. Известно достаточно много методик и факторов, реализующих задачи прогнозирования успеха кинофильма. Прежде чем начать работу над проектом продюсер должен осознавать для какой аудитории будет предназначен фильм. «Кто мой зритель?» - вот главный вопрос, на который должен дать ответ продюсер.
Оценка зрительского потенциала фильма относится к вопросам прогнозирования зрительской посещаемости и прокатного успеха фильмов. Цель проведения оценки зрительского потенциала фильма в подготовительный период -- обоснование решения в отношении рассматриваемого проекта (в том числе перед инвестором) и выработка предложений по повышению содержательных, зрелищных и художественных достоинств будущего фильма, определение целевой аудитории и количества его потенциальных зрителей и вариантов реализации.
Первым делом необходимо определить жанр фильма и проанализировать данные за прошедший период. Это позволит спрогнозировать посещаемость и ожидаемость данного продукта на рынке.
Жанр фильма «Клоун» можно определить как фильм-портрет. Данный жанр редко встречается в современном кинотеатральном прокате, но в то же время имеет целый ряд верных почитателей. Это прежде всего люди, которым не хватает объяснений реального мира, они стремятся понять себя, и только тогда они смогут познать окружающий мир. Они хотели бы многое поменять, но понимают, что надо начинать с себя, а это, в свою очередь, не так легко: выйти за рамки, предложенные и навязанные реальностью и серостью будней.
Итак, попробуем определить, какие жанры более популярны в данный момент. Стоит отметить, что сегодня зритель голосует рублем за ненавязчивое, усредненное кино; кино, которое не «грузит» и не терзает советами и чтением морали; кино, наполненное визуальными и звуковыми спецэффектами.
Таблица 2.1
Сборы России и СНГ 2011 года
Фильмы |
Количество |
Сборы |
Рубли |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Всего фильмов |
289 |
Общие сборы |
33 446 679 065 |
|
Российское кино |
58 (20%) |
Сборы российских фильмов |
5 133 921 490 (15%) |
|
Иностранное кино |
231 (80%) |
Сборы иностранцев |
28 312 757 575 руб. (85%) |
|
Всего зрителей |
160 883 643 человек |
Примечание: Источник [14]
Таблица 2.2
Самые кассовые фильмы 2011 года
Наименование фильма |
Прокат |
Недели |
Зрители |
Сборы руб. |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
|
Пираты Карибского моря: На странных берегах |
WDSSPR |
20 |
7 426 712 |
1 782 529 107 |
|
Кот в сапогах |
Централ Партнершип |
10 |
6 801 088 |
1 522 169 761 |
|
Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны |
Централ Партнершип |
10 |
5 125 477 |
1 263 632 106 |
|
Гарри Поттер и дары смерти: Часть II |
Каро-Премьер |
12 |
4 494 875 |
1 040 100 388 |
|
Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1 |
West |
6 |
5 019 967 |
978 423 852 |
|
Кунг-фу Панда 2 |
Централ Партнершип |
18 |
4 485 537 |
899 195 942 |
|
Высоцкий. Спасибо, что живой |
WDSSPR |
5 |
4 156 581 |
842 932 938 |
|
Форсаж 5 |
UPI |
8 |
4 334 536 |
806 678 874 |
|
Рио |
Двадцатый Век Фокс СНГ |
9 |
3 154 799 |
700 686 335 |
|
Ёлки 2 |
Bazelevs Distribution |
3 |
3 151 052 |
630 289 163 |
Примечание: Источник [9]
Фантастика, приключения, а также мультфильмы лидируют в прокате, этому способствует определенный сегмент потребителей данной продукции - женщины, подростки и дети.
Рис 2.1 Диаграмма всех уик-эндов 2011 года
Пик зрительской активности приходится на (пред)новогодний период и конец мая, впредверии летних каникул и отпусков.
Таблица 2.3
Лучший старт российских фильмов 2011 года
Наименование фильма |
Прокат |
Уик-энд |
Зрители |
Сборы руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Высоцкий. Спасибо, что живой |
WDSSPR |
1-4 декабря |
1 601 869 |
345 868 356 |
|
2 |
Ёлки 2 |
Bazelevs Distribution |
15-18 декабря |
1 186 317 |
246 878 566 |
|
3 |
Бой с тенью 3D: Последний раунд |
Централ Партнершип |
17-20 ноября |
804 945 |
185 009 118 |
|
4 |
Служебный роман. Наше время |
UPI |
17-20 марта |
854 190 |
167 251 917 |
|
5 |
Самый лучший фильм 3-ДЭ |
WDSSPR |
20-23 января |
711 170 |
166 385 913 |
|
6 |
Выкрутасы |
WDSSPR |
17-20 февраля |
669 003 |
131 549 899 |
|
7 |
Иван Царевич и Серый Волк |
Наше Кино |
29 дек.-1 янв. |
615 912 |
124 190 800 |
|
8 |
О чём ещё говорят мужчины |
Централ Партнершип |
29 дек.-1 янв. |
521 442 |
120 795 299 |
|
9 |
Смешарики. Начало |
Каропрокат |
22-25 декабря |
538 412 |
118 989 120 |
|
10 |
Беременный |
Каропрокат |
8-11 сентября |
526 353 |
107 375 910 |
Таблица 2.4
Сборы России и СНГ 2012 года
Фильмы |
Количество |
Сборы |
Рубли |
|
1 |
2 |
3 |
4 |
|
Всего фильмов |
153 |
Общие сборы |
15 136 234 536 руб. |
|
Российское кино |
29 (18%) |
Сборы российских фильмов |
2 337 267 941 руб. (15%) |
|
Иностранное кино |
124 (82%) |
Сборы иностранцев |
12 798 966 595 руб. (85%) |
|
Всего зрителей |
66 622 187 человек |
Таблица 2.5
Самые кассовые фильмы 2012 года
Наименование фильма |
Прокат |
Недели |
Зрители |
Сборы руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Мстители |
WDSSPR |
6 |
4 883 498 |
1 263 608 040 |
|
2 |
Джон Картер |
WDSSPR |
11 |
3 752 362 |
992 732 589 |
|
3 |
Люди в черном 3 |
WDSSPR |
2 |
3 544 724 |
921 788 050 |
|
4 |
Гнев Титанов |
Каро-Премьер |
5 |
2 586 026 |
651 177 681 |
|
5 |
Морской бой |
UPI |
7 |
3 089 040 |
648 765 553 |
|
6 |
Путешествие 2: Таинственный остров |
Каро-Премьер |
6 |
2 018 803 |
522 373 012 |
|
7 |
Лоракс |
UPI |
9 |
2 118 322 |
471 956 206 |
|
8 |
Титаник |
Двадцатый Век Фокс СНГ |
8 |
1 415 887 |
394 156 989 |
|
9 |
Голодные игры |
Вольга |
9 |
1 931 588 |
392 104 413 |
|
10 |
Призрачный гонщик 2 |
Централ Партнершип |
6 |
1 505 676 |
391 924 359 |
Рис. 2.2 Диаграмма всех уик-эндов 2012 года
В 2012 году тенденция 2011 года не только не изменилась, а уверенно закрепила за собой выдвинутую нами гипотезу о повышении зрительской активности в зимние и майские предотпускные праздники.
Таблица 2.6
Лучший старт российских фильмов 2012 года
Наименование фильма |
Прокат |
Уик-энд |
Зрители |
Сборы руб. |
||
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
||
1 |
Август. Восьмого |
Двадцатый Век Фокс СНГ |
23-26 февраля |
672 602 |
141 308 061 |
|
2 |
Ржевский против Наполеона |
Централ Партнершип |
26-29 января |
492 782 |
134 036 671 |
|
3 |
8 первых свиданий |
Централ Партнершип |
8-11 марта |
558 229 |
125 043 217 |
|
4 |
Тот ещё Карлосон! |
Каропрокат |
15-18 марта |
585 546 |
116 230 912 |
|
5 |
Мамы |
Каропрокат |
1-4 марта |
361 616 |
78 109 086 |
|
6 |
Шпион |
Централ Партнершип |
5-8 апрели |
280 430 |
67 022 818 |
|
7 |
Zолушка |
Централ Партнершип |
16-19 февраля |
307 579 |
64 707 786 |
|
8 |
Камень |
Bazelevs Distribution |
19-22 января |
277 377 |
58 663 826 |
|
9 |
Няньки |
Каропрокат |
26-29 апреля |
244 390 |
49 366 792 |
|
10 |
Моя безумная семья |
Двадцатый Век Фокс СНГ |
5-8 января |
224 792 |
47 844 053 |
Примечание: Источник [7]
Согласно приведенным выше таблицам и данным статистики лучше всего в России продаются фильмы жанров фэнтази, приключения, боевик, комедия и мультфильмы. Нужно отметить, что к сожалению, в России лучше продаются фильмы иностранных производителей, нежели отечественных.
В мировом прокате картина выглядит чуть иначе, в кинотеатрах больше продаются фильмы следующих жанров: приключения, боевик, драма, потом только фэнтази, фантастика, комедия, мелодрама и другие.
Учитывая сделанные нами выводы на основании имеющейся у нас статистики, можно отметить, что у фильма «Клоун» есть все шансы покорить международный рынок и, возможно, российский. Жанр, в котором представлена наша кинокартина, не имеет конкурентов этом сегменте. Имеется четко выраженная потребность в таком фильме, потому что сейчас имеют место быть только зарубежные аналоги. Фильм на ту же тематику, снятый с учетом особенностей восприятия русской аудитории, найдет своего зрителя.
Фильм о поиске себя в этом мире, об экзистенциальном одиночестве, о трагедии духа и плоти будет интересен людям разных возрастов. Мужчины стыдятся таких фильмов и открытых разговоров и переживаний по этому поводу, поэтому правильным будет сделать акцент на женщин в процессе привлечения зрителей в кинотеатры. Ориентация на женскую аудиторию позволит привлечь в кинотеатры и мужчин, потому что именно женщины являются инициаторами походов в кинотеатры.
- Введение
- Раздел 1. Творческо-производственная разработка литературного сценария
- Раздел 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению
- Раздел 3. Требования, предъявляемые к основному составу творческой группы и актерам
- Раздел 4. Творческо-постановочная сложность проекта
- Раздел 5. Календарно-постановочный план