logo
Разработка проекта короткометражного игрового фильма под рабочим названием "Клоун"

Раздел 2. Оценка зрительского потенциала кинопроекта и рекомендации по его повышению

Необходимость изучения рынка и попытка предугадать предпочтения зрительской аудитории есть неотъемлемый и очень важный момент не столько при создании фильма, сколько при его зарождении еще на уровне разговоров и идеи. Это обусловлено венчурностью данного вида бизнеса.

На ранних этапах работы над фильмом продюсеру необходимо оценить сложившуюся на рынке ситуацию, чтобы понять целесообразность предпринимаемых им действий, сравнить соразмерность затраченных ресурсов и усилий с возможной прибылью и окупаемостью проекта. Одновременно он должен провести оценку зрительского потенциала будущего фильма, и в случае принятия решения о целесообразности работы над проектом, начать поиск по его финансированию.

От того, насколько четко и тщательно проделана данная работа, будет зависеть вся судьба будущего проекта. Известно достаточно много методик и факторов, реализующих задачи прогнозирования успеха кинофильма. Прежде чем начать работу над проектом продюсер должен осознавать для какой аудитории будет предназначен фильм. «Кто мой зритель?» - вот главный вопрос, на который должен дать ответ продюсер.

Оценка зрительского потенциала фильма относится к вопросам прогнозирования зрительской посещаемости и прокатного успеха фильмов. Цель проведения оценки зрительского потенциала фильма в подготовительный период -- обоснование решения в отношении рассматриваемого проекта (в том числе перед инвестором) и выработка предложений по повышению содержательных, зрелищных и художественных достоинств будущего фильма, определение целевой аудитории и количества его потенциальных зрителей и вариантов реализации.

Первым делом необходимо определить жанр фильма и проанализировать данные за прошедший период. Это позволит спрогнозировать посещаемость и ожидаемость данного продукта на рынке.

Жанр фильма «Клоун» можно определить как фильм-портрет. Данный жанр редко встречается в современном кинотеатральном прокате, но в то же время имеет целый ряд верных почитателей. Это прежде всего люди, которым не хватает объяснений реального мира, они стремятся понять себя, и только тогда они смогут познать окружающий мир. Они хотели бы многое поменять, но понимают, что надо начинать с себя, а это, в свою очередь, не так легко: выйти за рамки, предложенные и навязанные реальностью и серостью будней.

Итак, попробуем определить, какие жанры более популярны в данный момент. Стоит отметить, что сегодня зритель голосует рублем за ненавязчивое, усредненное кино; кино, которое не «грузит» и не терзает советами и чтением морали; кино, наполненное визуальными и звуковыми спецэффектами.

Таблица 2.1

Сборы России и СНГ 2011 года

Фильмы

Количество

Сборы

Рубли

1

2

3

4

Всего фильмов

289

Общие сборы

33 446 679 065

Российское кино

58 (20%)

Сборы российских фильмов

5 133 921 490 (15%)

Иностранное кино

231 (80%)

Сборы иностранцев

28 312 757 575 руб. (85%)

Всего зрителей

160 883 643 человек

Примечание: Источник [14]

Таблица 2.2

Самые кассовые фильмы 2011 года

Наименование фильма

Прокат

Недели

Зрители

Сборы руб.

1

2

3

4

5

Пираты Карибского моря: На странных берегах

WDSSPR

20

7 426 712

1 782 529 107

Кот в сапогах

Централ Партнершип

10

6 801 088

1 522 169 761

Трансформеры 3: Тёмная сторона Луны

Централ Партнершип

10

5 125 477

1 263 632 106

Гарри Поттер и дары смерти: Часть II

Каро-Премьер

12

4 494 875

1 040 100 388

Сумерки. Сага. Рассвет: Часть 1

West

6

5 019 967

978 423 852

Кунг-фу Панда 2

Централ Партнершип

18

4 485 537

899 195 942

Высоцкий. Спасибо, что живой

WDSSPR

5

4 156 581

842 932 938

Форсаж 5

UPI

8

4 334 536

806 678 874

Рио

Двадцатый Век Фокс СНГ

9

3 154 799

700 686 335

Ёлки 2

Bazelevs Distribution

3

3 151 052

630 289 163

Примечание: Источник [9]

Фантастика, приключения, а также мультфильмы лидируют в прокате, этому способствует определенный сегмент потребителей данной продукции - женщины, подростки и дети.

Рис 2.1 Диаграмма всех уик-эндов 2011 года

Пик зрительской активности приходится на (пред)новогодний период и конец мая, впредверии летних каникул и отпусков.

Таблица 2.3

Лучший старт российских фильмов 2011 года

Наименование фильма

Прокат

Уик-энд

Зрители

Сборы руб.

1

2

3

4

5

1

Высоцкий. Спасибо, что живой

WDSSPR

1-4 декабря

1 601 869

345 868 356

2

Ёлки 2

Bazelevs Distribution

15-18 декабря

1 186 317

246 878 566

3

Бой с тенью 3D: Последний раунд

Централ Партнершип

17-20 ноября

804 945

185 009 118

4

Служебный роман. Наше время

UPI

17-20 марта

854 190

167 251 917

5

Самый лучший фильм 3-ДЭ

WDSSPR

20-23 января

711 170

166 385 913

6

Выкрутасы

WDSSPR

17-20 февраля

669 003

131 549 899

7

Иван Царевич и Серый Волк

Наше Кино

29 дек.-1 янв.

615 912

124 190 800

8

О чём ещё говорят мужчины

Централ Партнершип

29 дек.-1 янв.

521 442

120 795 299

9

Смешарики. Начало

Каропрокат

22-25 декабря

538 412

118 989 120

10

Беременный

Каропрокат

8-11 сентября

526 353

107 375 910

Таблица 2.4

Сборы России и СНГ 2012 года

Фильмы

Количество

Сборы

Рубли

1

2

3

4

Всего фильмов

153

Общие сборы

15 136 234 536 руб.

Российское кино

29 (18%)

Сборы российских фильмов

2 337 267 941 руб. (15%)

Иностранное кино

124 (82%)

Сборы иностранцев

12 798 966 595 руб. (85%)

Всего зрителей

66 622 187 человек

Таблица 2.5

Самые кассовые фильмы 2012 года

Наименование фильма

Прокат

Недели

Зрители

Сборы руб.

1

2

3

4

5

1

Мстители

WDSSPR

6

4 883 498

1 263 608 040

2

Джон Картер

WDSSPR

11

3 752 362

992 732 589

3

Люди в черном 3

WDSSPR

2

3 544 724

921 788 050

4

Гнев Титанов

Каро-Премьер

5

2 586 026

651 177 681

5

Морской бой

UPI

7

3 089 040

648 765 553

6

Путешествие 2: Таинственный остров

Каро-Премьер

6

2 018 803

522 373 012

7

Лоракс

UPI

9

2 118 322

471 956 206

8

Титаник

Двадцатый Век Фокс СНГ

8

1 415 887

394 156 989

9

Голодные игры

Вольга

9

1 931 588

392 104 413

10

Призрачный гонщик 2

Централ Партнершип

6

1 505 676

391 924 359

Рис. 2.2 Диаграмма всех уик-эндов 2012 года

В 2012 году тенденция 2011 года не только не изменилась, а уверенно закрепила за собой выдвинутую нами гипотезу о повышении зрительской активности в зимние и майские предотпускные праздники.

Таблица 2.6

Лучший старт российских фильмов 2012 года

Наименование фильма

Прокат

Уик-энд

Зрители

Сборы руб.

1

2

3

4

5

1

Август. Восьмого

Двадцатый Век Фокс СНГ

23-26 февраля

672 602

141 308 061

2

Ржевский против Наполеона

Централ Партнершип

26-29 января

492 782

134 036 671

3

8 первых свиданий

Централ Партнершип

8-11 марта

558 229

125 043 217

4

Тот ещё Карлосон!

Каропрокат

15-18 марта

585 546

116 230 912

5

Мамы

Каропрокат

1-4 марта

361 616

78 109 086

6

Шпион

Централ Партнершип

5-8 апрели

280 430

67 022 818

7

Zолушка

Централ Партнершип

16-19 февраля

307 579

64 707 786

8

Камень

Bazelevs Distribution

19-22 января

277 377

58 663 826

9

Няньки

Каропрокат

26-29 апреля

244 390

49 366 792

10

Моя безумная семья

Двадцатый Век Фокс СНГ

5-8 января

224 792

47 844 053

Примечание: Источник [7]

Согласно приведенным выше таблицам и данным статистики лучше всего в России продаются фильмы жанров фэнтази, приключения, боевик, комедия и мультфильмы. Нужно отметить, что к сожалению, в России лучше продаются фильмы иностранных производителей, нежели отечественных.

В мировом прокате картина выглядит чуть иначе, в кинотеатрах больше продаются фильмы следующих жанров: приключения, боевик, драма, потом только фэнтази, фантастика, комедия, мелодрама и другие.

Учитывая сделанные нами выводы на основании имеющейся у нас статистики, можно отметить, что у фильма «Клоун» есть все шансы покорить международный рынок и, возможно, российский. Жанр, в котором представлена наша кинокартина, не имеет конкурентов этом сегменте. Имеется четко выраженная потребность в таком фильме, потому что сейчас имеют место быть только зарубежные аналоги. Фильм на ту же тематику, снятый с учетом особенностей восприятия русской аудитории, найдет своего зрителя.

Фильм о поиске себя в этом мире, об экзистенциальном одиночестве, о трагедии духа и плоти будет интересен людям разных возрастов. Мужчины стыдятся таких фильмов и открытых разговоров и переживаний по этому поводу, поэтому правильным будет сделать акцент на женщин в процессе привлечения зрителей в кинотеатры. Ориентация на женскую аудиторию позволит привлечь в кинотеатры и мужчин, потому что именно женщины являются инициаторами походов в кинотеатры.