2.1 Библиотека - медиатека
Модель существует почти два десятилетия и, как правило, базируется на разработках, связанных с формированием медиатек. Первоначально библиотеки общеобразовательного учреждения были обозначены среди базовых структур для создания медиатек наряду с кабинетами технических средств обучения и школьными телевизионными студиями. Однако в ходе теоретической разработки и экспериментального создания медиатек библиотеку стали считать обязательной составной частью общеобразовательных учреждений с функциями организации компьютерной справочно-библиографической службы [8, с. 18-21].
В России ведется наработка машиночитаемых ресурсов. Существуют гигантские библиографические базы данных ВИНИТИ и ИНИОН, которые вместе с созданными ресурсами в библиотеках Российской академии наук (БЕН, БАН, ГПНТБ СО РАН) сейчас насчитывают более 30 миллионов документов. С середины 90-х гг. проводится оцифровка художественных коллекций центральных и региональных музеев, музыкальных произведений. Тогда же началась деятельность библиотек, университетов, научных учреждений и организаций России по открытию собственных страниц в сети Интернет при поддержке Миннауки, Минобразования и Института «Открытое Общество» [17, с.32-34].
В формировании обобщающего подхода к идее Российской электронной библиотеки ведущую роль играют Министерства науки и культуры, Российский фонд фундаментальных исследований (программа «Виртуальные библиотеки»), Институт «Открытое Общество». В частности:
- принято решение о развертывании межведомственной программы «Электронные библиотеки России», в которой Российская государственная библиотека (РГБ) как один из крупнейших держателей первичных информационных ресурсов, в том числе уникальных информационных коллекций, должна занять достойное место. Общая концепция этого проекта уже разработана;
- подготовлен проект «Электронные библиотеки России» на 2000-2004 гг., где, в частности, предложено сформировать и предоставить в свободном доступе полнотекстовые и графические материалы на базе РГБ и музеев Кремля.
Преимущества электронной библиотеки:
· Пользователь получает информацию независимо от времени и места нахождения--своего или библиотеки.
· Существенно повышается оперативность предоставления пользователям необходимой литературы, документов и данных.
· Пользователь имеет возможность доступа к разнородным электронным ресурсам.
· Использование машиночитаемых копий предотвращает ухудшение состояния оригинальных документов.
· Облегчается реализация новых форм библиотечного и информационного обслуживания пользователей, в том числе -- обслуживания инвалидов по зрению и инвалидов в связи с болезнями опорно-двигательного аппарата.
· Документы, имеющиеся в библиотеках в ограниченном количестве, становятся доступными значительно большему числу пользователей.
· Работа с цифровыми электронными документами может выйти далеко за рамки простого чтения текста или просмотра изображения. Фрагменты исходных данных можно использовать в работе, объединяя, добавляя и редактируя материалы.
· Возможен быстрый и качественный поиск определенных фрагментов документа, его семантический анализ и прочие виды программной обработки.
· Достигается экономия площадей и пространства по сравнению с обычной библиотекой [9, с. 87-90].
Медиатека должна быть общедоступной вне зависимости от социальных, национальных, политических, демографических, физических и других различий. Медиатека институт непрерывного образования, развития личности на протяжении всей жизни и удовлетворения ее потребностей, связанных с общим самообразованием и учебой; в комплексе она представляет собой информационный, образовательный и культурный центр. Одной из составляющих медиатеки является артотека - собрание репродукций картин. Артотека как средство обслуживания способствует решению задач духовного и эстетического развития человека. Наряду с артотекой существуют и диатеки, которые включают слайды, диапозитивы, диафильмы. Кроме диатек, имеются и видеотеки. В последнее время в библиотеках появились носители информации в виде дискет и компакт-дисков [4,с. 38-41].
Типовая модель медиатеки предусматривает выделение самостоятельных зон для работы с конкретным видом носителей информации: аудио-, видео-, электронными, печатными. Подобная мозаичная структура, не способствует формированию навыков целостного восприятия информации вне зависимости от ее носителей. В этих условиях у библиотеки есть два пути: оставаться традиционной и, существуя в качестве самодостаточной зоны, постепенно превратиться в музей печатного слова или взять на себя выполнение вышеназванных типовых функций и стать библиотекой-медиацентром. В ходе создания и последующего функционирования медиатеки требуют значительных финансовых вложений, современного уровня материально- технического обеспечения и уникальных кадров-медиаспециалистов [8, с.18-21].
В ряде регионов процесс организации библиотек-медиатек стал массовым (Пермский, Алтайский, Краснодарский края, Свердловская область и др.). В восьми территориях Краснодарского края на базе школьных библиотек и библиотек центров развития образования созданы медиатеки и медиацентры. В них формируются электронные каталоги на основной и учебный фонды, обеспечен выход в Интернет, что способствует удовлетворению библиографических запросов и потребностей пользователей. В средней школе №24 г. Нерюнгри медиатека создана еще в 2001г. как целостная информационная медиасистема, отвечающая за информационное обеспечение учебно- воспитательного процесса. Заведующая библиотекой, сохранив все свои функциональные обязанности, является главным специалистом медиатеки. Она выполняет работу по поиску информации в Интернете, ведет электронный каталог, учит ориентироваться в мире электронной информации, выполняет сканирование и распечатку материалов на принтере. Именно библиотечные специалисты вместе с администрацией и педагогами формируют единое информационно - образовательное пространство школы [18, с.5-7].
В целом, идеи, связанные с взаимодействием библиотек и медиатек, как правило, сводятся к поглащению первых. «Вектор эволюционного скачка это слияние ресурсов двух систем- библиотеки и медиатеки- в мощный культурно- образовательный центр, направленный на формирование и развитие мировоззрения социально ответственной личности в постиндустриальном обществе», считает Т. Пантюхова.
В некоторых современных исследованиях уже обосновывается «неправомерность рассмотрения медиатеки как модели организации школьной библиотеки ввиду того, что техническая оснащенность библиотеки не может выступать ведущим направлением в формировании политики ее развития». Однако на практике данная модель существует и продолжает развиваться и совершенствоваться [2, с. 126].
- Введение
- Глава 1. История создания медиатеки
- 1.1 Понятие «медиатека», её определение
- 1.2 Цели и задачи медиатеки
- Глава 2. Медиатека в библиотеках России
- 2.1 Библиотека - медиатека
- 2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке
- 2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов
- Заключение
- Справка Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации
- Российская государственная детская библиотека
- 2.2. Перенос библиотеки iTunes
- Идем в информационный центр (медиатеку)
- Библиотеки и информационные центры
- Новая роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе школы
- 1.2.Традиционная библиотека.
- Медиатека в единой информационной службе образовательного учреждения
- 1.4. Библиотека и медиатека