logo
Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке

В зарубежной теории и практике последних десятилетий стал популярен термин «медиатека». Анализ публикаций создателей медиатек, специалистов, изучавших их деятельность, а также исследования особенностей функционирования некоторых медиатек свидетельствует, что для них характерно наличие в фонде наряду с произведениями печати большого количества некнижных документов: аудио- и видеокасссет, музыкальных и мультимедийных дисков и т.п. При обслуживании пользователям не только выдаются документы, но и предоставляются необходимые сведения, извлеченные персоналом по их запросам из разных источников, включая удаленные базы и банки данных. Пользователи получают возможность непосредственно работать с техническими средствами, самостоятельно получать и преобразовывать информацию в необходимую им форму [19, с.31-33].

Медиатеки не осуществляют ни одного вида деятельности, не характерного для библиотек, и не имеют принципиальных отличий от них. Состав их фондов и направления деятельности позволяют с полной уверенностью утверждать, что медиатеками из рекламных либо иных маркетинговых соображений называют лучшие современные библиотеки, которые собирают различные по форме документы и предоставляют их пользователям на более высоком сервисном уровне. Подтверждением тому служит тот факт, что там, где это целесообразно, медиатеки входят в состав библиотечных систем. Создавая медиатеку, библиотека ставит перед собой такие задачи:

- организация обучения персонала методике нахождения и получения информации из различных носителей;

- сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;

- компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;

- выявление информационных потребностей;

- оказание помощи в деятельности пользователей.

В крупных библиотеках необходимо иметь в штате библиотекарей, специально обученных обслуживанию пользователей, обращающихся в отдел аудиовизуальных документов или мультимедиа. Необходимо также обладать знаниями о ситуации на рынке аудиовизуальной продукции. Особое значение имеет сетевое взаимодействие с другими библиотеками. Необходимо предусматривать и финансовое обеспечение для формирования фондов медиатеки, закупки оборудования, текущего обслуживания, хранения, ремонта и замены аппаратуры. Все эти расходы должны определятся в процентах от бюджета в целом и расходов на комплектование фондов и оборудование [21, с.64].

При формировании самого фонда медиатеки необходимо выработать отдельные приоритеты и критерии отбора медиаресурсов такие, как:

- сбалансировать коллекции: при создании национального фонда нужно учитывать, что издания рассредоточиваются и собираются отрывочно;

- чистота коллекции: при ее формировании нужно избегать непрофильных документов;

- внутренняя ценность: следует собирать документы, не теряющие ценности в течение предсказуемого времени;

- авторские права: если документ имеет какие-либо ограничения по предоставлению пользователям или копированию, то следует определить, стоит ли его вообще приобретать для библиотеки;

- продолжительность хранения: некоторые материалы нужно время от времени переоценивать, сопоставлять с новыми поступлениями и стратегией развития коллекции в целом.

Типичные источники комплектования книжного фонда не всегда могут совпадать с источниками комплектования медиафондов [13].

Многие библиотеки в своей практике прибегают к услугам Интернет магазинов, что приносит свои положительные результаты. Опыт работы свидетельствует, что онлайновые издания составляют ныне значительную часть расходов в их бюджетах на комплектование.

Управление планированием медиафондов должно спираться и на обратные связи библиотек с пользователями, издателями электронных документов, владельцами веб-сайтов, подписными агентствами, предоставляющими доступ к базам данных научных журналов и других Интернет-изданий. Производители и распространители онлайновых документов внедряют автоматизированные системы, которые обеспечивают тщательный контроль и финансовую отчетность относительно показателей спроса на такие издания, объема и продаж, обращаемости, темпов старения. Анализ этих данных будет способствовать оптимизации управления формированием электронных фондов медиатек, которые расширяют за счет этого виды и номенклатуру библиотечных услуг и технологий, не изменяя своих сущностных функций, приобретая все большую значимость как важнейший элемент системы документальных коммуникаций [14, с. 9-11].

Структура фонда школьной библиотеки базовой модели включает:

- книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно- популярные издания, методические и справочные издания;

- материалы на любых других видах носителей информации в зависимости от обеспеченности школы;

- периодические издания - как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и досугового чтения, как бумажные, так и электронные;

- фонд учебников, который, хотя и существует в каждой школе и составляет большую часть работы любой библиотеки общеобразовательного учреждения, является ее дополнительной, а не основной частью фонда и работа с ним юридически считается дополнительной [15, с.33].