logo
Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

Заключение

Проанализировав литературу по теме курсовой работы, представляется возможным сделать следующие выводы:

Медиатека - структурное подразделение, предоставляющее всем участникам образовательного процесса доступ к различным источникам информации во внеурочное время для поиска необходимой им для учебного процесса информации.

Вектор эволюционного скачка - это слияние ресурсов двух систем - библиотеки и медиатеки - в мощный культурно-образовательный центр, направленный на формирование и развитие мировоззрения социально ответственной личности в постиндустриальном обществе.

Работа школьной медиатеки способствует более качественной подготовке ученика, владеющего современными информационными технологиями, а также способствует повышению квалификации сотрудников образовательного учреждения.

Медиатека (библиотечный медиацентр, центр информации) - структурное подразделение, которое включает в себя информационные и технические средства (книги, кино- и видеоматериалы, компьютерные программы и т.д.). Имеет целью создание благоприятных условий индивидуализации, развития творческих способностей учащихся, коммуникативной и креативной деятельности. Пользователи медиатеки имеют возможность работать с информационным материалом, пользуясь имеющимися техническими средствами, создавать собственные средства информации. Медиатека организуется чаще всего на базе библиотеки.

Медиатека - это место, где формируется взгляд коллектива на современный мир электронных образовательных ресурсов. На базе медиатеки учитель получает информацию о педагогической и методической литературе, о новых средствах обучения и их использовании, об образовательных Интернет-ресурсах. Работа в медиатеке дает уникальную возможность познакомиться с педагогическим опытом учителей-мастеров. Не менее интересным является подготовка к аттестации администрации и учителей школ. Педагогам и администраторам, готовящимся к аттестации, предоставляется возможность не только увидеть и оценить педагогическое мастерство лучших учителей России, но и научиться комментировать и анализировать как чужие, так и собственные уроки.

Медиацентр является учебно-информационным центром. В учебном процессе медиацентр выступает как информационная, методическая и профессионально-ориентированная база для разнообразной урочной и внеклассной творческой деятельности учащихся и учителей.

Включение электронных изданий в поле деятельности библиотеки породило ряд концепций, которые так или иначе направлены на изменение роли библиотек в документном пространстве и противопоставлении им новых институтов под названием «медиатеки». По нашему убеждению, подобная позиция абсолютно неправомерно, поскольку электронные документы только подтвердили важнейшее свойство библиотечного фонда -- гостеприимность к различным формам документов. Поэлементный анализ библиотеки как системы не показал сущностных изменений, позволяющих говорить о переходе системы в новое качество и неспособности ее выполнять свои функции в электронной среде.

Список литературы

1. Бабуров, В. Раздвигая границы: Медиатека - шаг в новое информационное пространство / В. Бабуров // Библиотечное дело. - 2007. - N 1. - С. 34-35.

2. Бородина, В.А. Библиотечное обслуживание: учеб.-метод. пособие / В.А. Бородина. - М.: Либерея-Бибинформ, 2006. - 165 с. - (Библиотекарь и время. XXI век; вып. 7).

3. Володин, Б.Ф. Медиатека и утопия: французская модель библиотечной информатизации / Володин Б. Ф. // Библиотечное дело. - 2003. - N 5 (05). - С. 39-41.

4. Вуль, В.А. Информационные технологии / Вуль В.А. // Библиотечное дело. - 2003. - N 2 (2). - С. 38-41.

5. Горелова, Е.В. Медиатека в школе: возможности и перспективы использования / Е. В. Горелова // Педагогическая информатика. - 2006. - № 3. - С. 28-31.

6. Громова, О. Книжкин дом - медиатека - информационный центр...: [что такое библиотека в современной школе и как ее построить?] / О. Громова // Народное образование. - 2006. - № 8. - С. 160-162.

7. Денисенко, Н. Вузовские медиатеки / Денисенко Н. // Библиотека. - 2007. - № 11. - C. 49-50.

8. Зуева, Е.М. Библиотека-медиатека (библиотечный мультимедиа-центр) / Зуева Е. М. // Медиатека и мир. - 2009. - № 1. - С. 18-21.

9. Зуева, Е.М. Современная модель библиотеки общеобразовательного учреждения: [библиотека-медиатека как инновационная модель библиотек образовательных учреждений] / Е.М. Зуева // Библиотечное дело-XXI век. - 2008. - № 2. - С. 87-90.

10. Качалина, В.В. Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов / В. В. Качалина // Библиотека в эпоху перемен: информ. сб. Вып. 1 (29) / РГБ, Информкультура. - М., 2006. - С. 93-96.

11. Киселева, Т.А. Медиатека профессионального лицея: [О б-ке проф. лицея N 22 г. Бийска] / Киселева Т.А. // Доклад о деятельности библиотек Алтайского края в 2000 году / Комитет адм. Алт. края по культуре и туризму, Алт. библ. об-во, АКУНБ им. В.Я. Шишкова; сост. Л.А. Медведева. - Барнаул, 2001. - С. 38-39.

12. Кустова, Н. Создаем медиатеку / Н. Кустова, А. Корзина // Библиотека. - 2006. - № 3. С. 33-35.

13. Медиакультура новой России: методология, технологии, практики: [сб. ст.] / Рос. ин-т культурологии, Урал. гос. ун-т, Урал. науч.-метод. Центр медиакультуры и медиаобразования, Урал. Центр Б.Н. Ельцина; [редкол.: Н.Б. Кириллова (отв. ред.) и др.]. - Екатеринбург; М.: Акад. проект, 2007. - 508 с.

14. Морозова, Е.Г. Медиатека в детской библиотеке: [Работа специализированного отдела "Медиатека" в Центральной детской библиотеке им. А.М. Береснева г. Кемерово] / Морозова Е.Г. // Библиотечная жизнь Кузбасса: период. сб. / ГУ "Кемеров. обл. науч. б-ка им. В. Д. Федорова"; отв. ред. вып. Блынская О.Е. - Кемерово, 2004. - Вып. 3(45). - С. 9-11.

15. Мультимедийные ресурсы в библиотеке: методико-библиографические рекомендации / Гос. учреждение культуры Нац. б-ка им. А.С. Пушкина Респ. Мордовия, отд. лит. по искусству; [сост. Ю.В. Полетаева]. - Саранск, 2007. - 34 с. - (Библиотечная панорама; вып. 22).

16. Нефедов, В. Информационное пространство нового поколения: эволюция формы [об архитектурных заказах на современные библиотеки и медиатеки] / Нефедов В. // Библ. дело. - 2005. - № 11 (35). - С. 10-14.

17. Плахина, Г. От фонотеки к медиатеке: история прогресса: [На примере Кемер. обл. науч. б-ки им. В.Д. Федорова] / Плахина Г. // АиФ. Новая б-ка. - 2004. - № 9. - С. 32-34.

18. Плахина, Г.А. Медиатека в библиотеке: от фонотеки к медиатеке: [Опыт организации медиатеки в отделе литературы по искусству Кемеровской ОНБ им. В. Д. Федорова] / Плахина Г.А. // Библиотечная жизнь Кузбасса: период. сб. / ГУ "Кемеров. обл. науч. б-ка им. В.Д. Федорова"; отв. ред. вып. Блынская О.Е. - Кемерово, 2004. - Вып. 3(45). - С. 5-9.

19. Самохина, О. Опыт организации медиатеки Российской государственной юношеской библиотеки / Самохина О. // Вестн. б-к Москвы. - 2006. - № 1. - С. 31-33

20. Самохина, О.Н. Медиатека РГЮБ: первые шаги / Самохина О. Н. // Юношеские библиотеки России: информ. вестник / Федер. агентство по культуре и кинематографии, Рос. гос. юнош. б-ка. - М., 2005. - Вып. 2 (33). - С. 60-63.

21. Фатеева, И.А. Медиаобразование: теоретические основы и практика реализации: монография / И. А. Фатеева. - Челябинск, 2007. -325 с.

22. Федоренко, Н.Н. Медиатворчество в детской библиотеке / Н.Н. Федоренко // БИНО. - 2009. - № 5 (59). - С. 4-5.

23. Федоров, А.В. Медиаобразование: история, теория и методика / А. В. Федоров. - Ростов, 2001. -708 с.

24. Федоров, А.В. Медиа и медиаобразование / А.В. Федоров, А.А. Новикова // Вестник высшей школы. - 2001. - №11. С. 15-18.

25. Управление библиотекой/медиатекой гимназии: практ. пособие для рук. образоват. учреждений / [Н. В. Абу-Эль-Хассан и др.; под общ. ред. О.Р. Старовойтовой, Т. В. Захарчук]; Фонд поддержки образования (Санкт-Петербург), Гимназический Союз России. - СПб.: Профессия, 2008. - 285 с. - (Школьная библиотека. XXI век).

26. Шаньгинова, Г.А. Школьные библиотечные медиацентры в России / Шаньгинова Г.А. // Седьмые Макушинские чтения: материалы науч. конф., 16-17 мая 2006 г., г. Красноярск / Гос. публич. науч.-техн. б-ка Сиб. отд-ния Рос. акад. наук, Гос. универс. науч. б-ка Краснояр. края; [редкол.: Е.Н. Савенко (отв. ред.) и др.]. - Новосибирск: ГПНТБ СО РАН, 2006. - С. 293-296.