logo
Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов

В 2001г. в Смоленской областной универсальной библиотеке создан и успешно функционирует Мультимедийный культурный центр. Он располагает 16 тыс. грампластинок, около 400 видеокассетами, 300 аудиокассетами, более 200 музыкальными и медийными дисками. С их помощью пользователям становятся доступны экспозиции ведущих музеев и галерей мира, записи выступлений лучших музыкантов, театральная и кинематографическая классика. Создание страховых копий оцифрованных архивных материалов дает возможность их долгосрочного хранения и многократного использования. В процессе организации работы центра возникали и сложности:

Необходимость технического оснащения не только воспроизводящей аналоговой аудиоаппаратурой, но и оцифровывающей техникой.

Проблема качества оцифровки информации может быть решена только после определения главенствующей цели: либо высококачественная обработка для сохранения записей, либо оцифровка для обеспечения свободного и удобного доступа пользователей к фонду [23, с.36].

Особый тип медиатеки представляет собой молодежная бибилотека-медиатека. Концепция развития такого рода учреждения - Молодежной медиатеки в Московском библиотечно-информационном центре по искусству и культуре - представлена С.Д. Колегаевой и Г.И. Малышкиной. По их мнению, «молодежная библиотека-медиатека развивается как комплексное библиотечно- информационное учреждение, сочетающее и использующее в своей деятельности новые информационные средства, мультимедийные технологии, нетрадиционные носители с традиционными печатными, включая и литературу, ориентирующую молодежь в фото- и видеоискусстве, кино и телевидении, компьютерной графике и моделировании» [10, с.93-96].

Российская государственная юношеская библиотека уделяет большое внимание развитию новых информационных технологий. В сентябре 2003г. в библиотеке открылась медиатека как особое подразделение РГЮБ. В концепции медиатеки была реализована идея комплексной структуры, включающей в себя функции читального зала с фондом на нетрадиционных носителях информации. Такой подход позволяет:

- обеспечить широкий доступ к информационным ресурсам пользователям;

- осуществлять процесс комплектования электронных ресурсов в соответствии с профилем библиотеки, обеспечивая полноту и целесообразность комплектования;

- максимально полно удовлетворять тематические запросы. Все компьютеры медиатеки объединены в сеть и подключены к общебиблиотечной сети, два компьютера имеют выход в интернет. В перспективе предполагается возможно более полное комплектование фонда медиатеки РГЮБ электронными изданиями по часто спрашиваемым темам студентами и школьниками, а также укрепление контактов с различными информационными центрами и производителями электронной продукции.

Функционирование медиатеки - одно из направлений развития современной библиотеки. Это новый имидж библиотеки, которая предоставит любую информацию читателю, позаботится об ее сохранности и повысит информационную культуру пользователей [20, с.60-63].

В Новосибирской областной детской библиотеке им. А.М. Горького с 2000 года идет интенсивное внедрение информационно- коммуникационных технологий, используются специализированные автоматизированные библиотечные системы, формируются собственные электронные ресурсы, развивается проектное корпоративное взаимодействие по этому направлению, пользователям предоставляются новые виды библиотечных услуг, развиваются современные информационные сервисы.

Основные направления автоматизации в библиотеке - обработка книг, поиск по базам данных. Все отделы подключены к сети Интернет, за счет чего значительно увеличился спектр бесплатных и платных услуг пользователям. В среднем отдел автоматизации в день посещают сорок читателей. Они имеют доступ не только к открытым информационным ресурсам Интернет, но и к фонду медиатеки, к правовой базе Консультант Плюс. С 2001 года библиотека имеет свой сайт, сейчас его ежедневно посещают от 100 до 170 человек. С помощью сайта, его новостной ленты и постоянных разделов мы стараемся не только рассказать о себе - о библиотеке, о наших мероприятиях и событиях, но и знакомить всех удаленных пользователей с детской литературой. Неудовлетворительное состояние фондов, сокращение притока новых изданий, необходимость использовать альтернативные методы привлечения к чтению, популяризации книги и воспитания художественного вкуса подтолкнули на перевод информационных ресурсов с бумажных носителей в электронную форму. Наиболее перспективное направление в издании электронной продукции - создание собственных баз данных по краеведению. С этого мы и начали [22, с. 4].

Библиотека профессионального лицея №22 г. Бийска формируется как медиатека - хранилище печатных, видео, звуковых материалов массовой информации. Формирование происходит поэтапно. Прежде всего, мы провели анкетирование учащихся, выявили, какими формами и средствами информации пользуются учащиеся. Затем мы изучили фонд, при этом учитывали высказывания и пожелания учащихся при анкетировании. Следующим этапом было создание видеотеки учебных фильмов. Сейчас наша видеотека насчитывает свыше 60 фильмов, которые используются для проведения видеоуроков в читальном зале. Видеоряд библиотеки пополнился электронными базами: электронным каталогом и картотекой. Создание электронного каталога - это долгий и трудный путь. В учебную программу лицея введен новый предмет «Организация основ познавательной деятельности и библиотечный поиск», ведет его библиотекарь. На этих уроках мы учим лицеистов основам библиографических знаний, умению правильно составлять конспект, тезис, аннотацию, осуществлять поиск нужных слов и терминов в различных словарях [24, с.15-18].

Трудно сказать, насколько работа с новыми носителями информации кардинально изменила деятельность библиотек, реорганизованных в библиотеки - медиатеки, за исключением случаев, когда в штате появились медиаспециалисты со своими специфическими функциями, ориентирующиеся на формирование у школьников медиаграмотности и умений работать с техническими средствами информационно-коммуникативных технологий. Как показало время, использование информационно- коммуникативных технологий вполне по силам и традиционным школьным библиотекам.