logo
Сущность процессов медиатеки в российских библиотеках

Введение

На рубеже веков книга перестала быть единственным источником знаний. Во все области науки, культуры и образования все активнее внедряются видео- и аудиоматериалы, Интернет, мультимедийные программы на дисках. Сегодня библиотека - один из важнейших социальных институтов, выполняющий различные роли в жизни общества. Она сохраняет духовное наследие человечества, является культурным центром, свободно предоставляет интересующую вас информацию. Другими словами, библиотека была, остается и будет оставаться мощнейшим информационным центром. Широкое распространение информационных технологий привело к необходимости создания в библиотеках новых подразделений - медиатек, имеющих фонд электронных изданий, а также технические средства для работы с ними. Сегодня массив документов в медиатеке представлен энциклопедиями, словарями, справочниками, электронными учебниками, большим собранием сочинений, рефератов, курсовых и дипломных работ.

Для нашей медиатеки интерес представляют электронные энциклопедии. Уже есть многоотраслевые "Большая детская энциклопедия", "Энциклопедия для студентов младших курсов", "Мир вокруг нас", энциклопедия "Кругосвет", "Большая русская биографическая энциклопедия", "Энциклопедия великих людей", "Краткая российская энциклопедия", "Достопримечательности России", "Географическая энциклопедия" и другие. Успешно обучаться в вузе или другом учебном заведении помогут электронные учебники. А школьникам и абитуриентам пригодятся программы-репетиторы по многим предметам. Диски разработаны таким образом, что полностью имитируют решение реальных экзаменационных заданий, а условиях ограниченного времени. Кроме того данные программы могут использоваться для подготовки к сдаче Единого государственного экзамена. Широк выбор дисков, посвященных отечественной и зарубежной истории, правоведению, обществознанию, философии. Особый интерес представляют оптические компакт-диски, посвященные искусству, ведению домашнего хозяйства. А некоторые диски помогут вам красиво и душевно организовать любое торжество, собрать букет улыбок, подарить себе и окружающим больше тепла и радости. Оптическими дисками можно бесплатно воспользоваться только в медиатеке. Необходимую информацию из электронного документа пользователь может распечатать на принтере. Очевидно, что современная библиотека, идущая в ногу со временем, не может уже обходиться без внедрения в обслуживание читателей новых технологий: использования электронных документов и ресурсов Интернет. Уже сложно представить жизнь общества без таких понятий как интернет, средства телекоммуникации и т.д. Автоматизация больше всего затронула информационную сферу, так как именно информация нуждалась и нуждается в быстром поиске, отборе и хранении, а так же в обеспечении доступа к ней (потребителей). Библиотеки как основные информационные центры наиболее сильно испытали на себе процесс автоматизации. Медиатека позволила работникам библиотечной сферы избавится от многих рутинных процессов, что обеспечило наиболее быстрое, полное и качественное обслуживание пользователей информацией, потоки которой с каждым годом (в настоящее время с каждым часом) увеличивается. Характерной особенностью современного общества является необходимость обеспечения оперативного доступа к растущим объемам информации, соблюдение прав граждан на поиск, получение, передачу, производство и распространение информации.

Информационно-методические центры - те организационные структуры, которые на основе интеграции технических средств и информационных ресурсов обеспечивают развитие общероссийского образовательного пространства. Библиотеки в образовательных учреждениях в настоящее время, в основном, работают с одним видом информации (на печатной основе: книгами, газетами, журналами). Но, поскольку книга перестала быть единственным источником информации, то в арсенале современного учебного заведения должны быть видео- и аудиоматериалы, компьютерные учебники, репетиторы, электронные словари, энциклопедии и т.д.

Цель курсовой работы: раскрыть сущность процессов медиатеки в российских библиотеках.

Задачи курсовой работы:

1. Всесторонне изучить понятие "медиатека" и различные подходы к его определению, существующие в литературе;

2. Раскрыть историю развития медиатеки;

3. Изучить современное состояние медиатеки;

4. Рассмотреть опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов.

Изучены опубликованные источники - монографии, сборники статей, публикации в научных журналах. Работы на тему данного исследования вели и ведут множество специалистов. В.В. Качалина занималась вопросом опыта работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных. В. Бабуров изучил понятие медиатеки как шаг в новое информационное пространство. Н.Н. Федоренко изучал медиатворчество в детской библиотеке. Е. М. Зуева занималась изучением библиотечного мультимедиацентра. О.Н. Самохина занималась проблемой опыта организации медиатеки Российской государственной юношеской библиотеки.

Объектом исследования являются документные ресурсы российских библиотек.

Предмет изучения - те признаки медиатеки, которые указывают на возможность отнесения медиатеки к мощнейшему информационному центру. Таким образом, предметом изучения является медиатека как информационный центр российских библиотек.

Метод исследования - анализ опубликованных источников.

В ходе исследования темы, мы выяснили, что термин « медиатека »- это, прежде всего, организованное пространство для индивидуальной и массовой работы пользователей с информацией на электронных носителях.