2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке
В зарубежной теории и практике последних десятилетий стал популярен термин «медиатека». Анализ публикаций создателей медиатек, специалистов, изучавших их деятельность, а также исследования особенностей функционирования некоторых медиатек свидетельствует, что для них характерно наличие в фонде наряду с произведениями печати большого количества некнижных документов: аудио- и видеокасссет, музыкальных и мультимедийных дисков и т.п. При обслуживании пользователям не только выдаются документы, но и предоставляются необходимые сведения, извлеченные персоналом по их запросам из разных источников, включая удаленные базы и банки данных. Пользователи получают возможность непосредственно работать с техническими средствами, самостоятельно получать и преобразовывать информацию в необходимую им форму [19, с.31-33].
Медиатеки не осуществляют ни одного вида деятельности, не характерного для библиотек, и не имеют принципиальных отличий от них. Состав их фондов и направления деятельности позволяют с полной уверенностью утверждать, что медиатеками из рекламных либо иных маркетинговых соображений называют лучшие современные библиотеки, которые собирают различные по форме документы и предоставляют их пользователям на более высоком сервисном уровне. Подтверждением тому служит тот факт, что там, где это целесообразно, медиатеки входят в состав библиотечных систем. Создавая медиатеку, библиотека ставит перед собой такие задачи:
- организация обучения персонала методике нахождения и получения информации из различных носителей;
- сбор, накопление, обработка, систематизация информации и доведение ее до пользователя;
- компьютерная каталогизация и обработка информационных средств;
- выявление информационных потребностей;
- оказание помощи в деятельности пользователей.
В крупных библиотеках необходимо иметь в штате библиотекарей, специально обученных обслуживанию пользователей, обращающихся в отдел аудиовизуальных документов или мультимедиа. Необходимо также обладать знаниями о ситуации на рынке аудиовизуальной продукции. Особое значение имеет сетевое взаимодействие с другими библиотеками. Необходимо предусматривать и финансовое обеспечение для формирования фондов медиатеки, закупки оборудования, текущего обслуживания, хранения, ремонта и замены аппаратуры. Все эти расходы должны определятся в процентах от бюджета в целом и расходов на комплектование фондов и оборудование [21, с.64].
При формировании самого фонда медиатеки необходимо выработать отдельные приоритеты и критерии отбора медиаресурсов такие, как:
- сбалансировать коллекции: при создании национального фонда нужно учитывать, что издания рассредоточиваются и собираются отрывочно;
- чистота коллекции: при ее формировании нужно избегать непрофильных документов;
- внутренняя ценность: следует собирать документы, не теряющие ценности в течение предсказуемого времени;
- авторские права: если документ имеет какие-либо ограничения по предоставлению пользователям или копированию, то следует определить, стоит ли его вообще приобретать для библиотеки;
- продолжительность хранения: некоторые материалы нужно время от времени переоценивать, сопоставлять с новыми поступлениями и стратегией развития коллекции в целом.
Типичные источники комплектования книжного фонда не всегда могут совпадать с источниками комплектования медиафондов [13].
Многие библиотеки в своей практике прибегают к услугам Интернет магазинов, что приносит свои положительные результаты. Опыт работы свидетельствует, что онлайновые издания составляют ныне значительную часть расходов в их бюджетах на комплектование.
Управление планированием медиафондов должно спираться и на обратные связи библиотек с пользователями, издателями электронных документов, владельцами веб-сайтов, подписными агентствами, предоставляющими доступ к базам данных научных журналов и других Интернет-изданий. Производители и распространители онлайновых документов внедряют автоматизированные системы, которые обеспечивают тщательный контроль и финансовую отчетность относительно показателей спроса на такие издания, объема и продаж, обращаемости, темпов старения. Анализ этих данных будет способствовать оптимизации управления формированием электронных фондов медиатек, которые расширяют за счет этого виды и номенклатуру библиотечных услуг и технологий, не изменяя своих сущностных функций, приобретая все большую значимость как важнейший элемент системы документальных коммуникаций [14, с. 9-11].
Структура фонда школьной библиотеки базовой модели включает:
- книжный фонд, содержащий художественную литературу, входящую в школьную программу, научно- популярные издания, методические и справочные издания;
- материалы на любых других видах носителей информации в зависимости от обеспеченности школы;
- периодические издания - как связанные с обеспечением образовательного процесса, так и досугового чтения, как бумажные, так и электронные;
- фонд учебников, который, хотя и существует в каждой школе и составляет большую часть работы любой библиотеки общеобразовательного учреждения, является ее дополнительной, а не основной частью фонда и работа с ним юридически считается дополнительной [15, с.33].
- Введение
- Глава 1. История создания медиатеки
- 1.1 Понятие «медиатека», её определение
- 1.2 Цели и задачи медиатеки
- Глава 2. Медиатека в библиотеках России
- 2.1 Библиотека - медиатека
- 2.2 Организация фондов мультимедиа в библиотеке
- 2.3 Опыт работы российских библиотек с фондами аудиовизуальных материалов
- Заключение
- Справка Об основных направлениях совершенствования деятельности библиотек учреждений общего образования Российской Федерации
- Российская государственная детская библиотека
- 2.2. Перенос библиотеки iTunes
- Идем в информационный центр (медиатеку)
- Библиотеки и информационные центры
- Новая роль библиотеки в учебно-воспитательном процессе школы
- 1.2.Традиционная библиотека.
- Медиатека в единой информационной службе образовательного учреждения
- 1.4. Библиотека и медиатека