III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА
Творческая часть выпускной квалификационной работы студентки Архангельского колледжа культуры и искусства по специальности 54.02.05 представлена картиной "Гостей привечаем", выполненной в жанре группового портрета. На картине изображены участники самодеятельного фольклорного ансамбля "Мария" из пос. Шипицыно Котласского района Архангельской области. Картина формата 110х90см. выполнена в технике масляной живописи.
Композиция - важный момент художественной формы, который придает картине цельность, взаимно подчиняя элементы композиции друг другу и в то же время возможно полнее реализует замысел художника. Иными словами - это построение произведения, обусловленное его содержанием. Композиционное решение в изобразительном искусстве связано с распределением предметов и фигур в пространстве, установлением соотношения объёмов, света и тени, пятен цвета и тональных пятен.
Поиск композиционного решения при выполнении работы состоял в определении формата (горизонтальный или вертикальный), размещении в нем фигур, задания ритма фигурам, определении фона, цветовом решении пятен. Существуют два способа формирования композиции - это сосредоточение внимания на отдельном предмете, как доминанте или без выделения отдельного предмета (фигуры) - в такой композиции нет ни главного, ни второстепенного. В данной композиции, ввиду того, что она представляет собой групповой портрет и содержит несколько смысловых центров, использовался второй способ.
Фон в портретной живописи имеет эмоционально-смысловое значение. Его цвет, тон, яркость могут отразить пережитое человеком, передать настроение, отношение к портретируемому. В соответствии с этим подобраны оттенки колорита портрета. Композиция многофигурного портрета сложна, фигуры изображены во время выступления. Расположение фигур, их комбинация группами, направление взглядов, линий одежд создают сложную композиционную структуру. Для сохранения монолитности и целостности ансамбля фон на картине абстрактен. Перемежающиеся тепло-холодные сближенные по тону пятна фона имитируют традиционное лоскутное шитье.
Линия горизонта занижена, зритель словно снизу смотрит на стоящих женщин, подобный взгляд возможен в том случае, если зритель сидя наблюдает выступление. Пространство в картине решено условно, плановость наблюдается в расположении фигур, каждая из которых имеет свое "звучание". Артисты, как ноты на нотном стане каждый имеет свой характер, свой облик - каждый вносит свой вклад в звучание композиции.
Колорит изображения, в целом, холодный с добавлением оттенков теплой цветовой гаммы. Цветовое решение выполнено в тональном колорите с выраженным ритмом локальных цветовых пятен красного и белого оттенков. Изображение на картине выполнено мазком со сглаженной фактурой, но при этом является динамичным и сочным. Оформление в раму холодного охристо-серебристого оттенка выгодно подчеркивает игру теплых и холодных оттенков на картине.
- ВВЕДЕНИЕ
- ГЛАВА I. ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ КАК ЖАНР ЖИВОПИСИ
- 1.1 Развитие портретного жанра
- 1.2 Групповой портрет. Исторические и художественные особенности
- ГЛАВА II. ТЕХНОЛОГИЯ ВЫПОЛНЕНИЯ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОГО ЭТАПА
- 2.1 Технология масляной живописи
- 2.2 Выбор темы
- 2.3 Сбор, анализ, обобщение и применение подготовительного материала
- 2.4 Техники и приемы масляной живописи
- III. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ АНАЛИЗ ТВОРЧЕСКОЙ РАБОТЫ: ГРУППОВОЙ ПОРТРЕТ СОВРЕМЕННИКА
- ЗАКЛЮЧЕНИЕ
- Упражнение «Групповой портрет»
- Драматургические принципы фильма-портрета: групповое повествование
- Театр-студия «Современник».
- Портрет современника
- Психологический портрет современника
- Групповой портрет
- Поджанры портрета
- 24.Портрет-тип и образ героя в советском изобразительном искусстве первой половины 20 в.
- Групповой портрет