logo
вопросы и ответы к зачету

Поджанры портрета

Темой портрета является индивидуальная жизнь человека, индивидуальная форма его бытия. «Если темы теряют свою самостоятельность, портрет выходит за пределы своей жанровой специфики. Так, например, если темой выступает событие, перед нами не портрет, а картина, хотя её герои могут быть изображены портретно».[5]

Борис Кустодиев. «Купчиха за чаем», 1918. Полотно представляет собой не портрет, а скорее портрет-картину, портрет-тип, причём социальный. Любопытно, что позировала представительница интеллектуальной среды — Галина Адеркас, актриса Большого театра.

Рембрандт. «Портрет жены Саскии в образе богини Флоры», 1634

Границы жанра портрета очень подвижны, и часто собственно портрет может сочетаться в одном произведении с элементами других жанров.[17]

По характеру изображения[18][19]:

Представители портретного жанра:

Выдающимися представителями портретного жанра являлись И. Олешкевич, Е. Рустэм, В. Ванькович и др.. И. Олешкевич написал портреты магнатов Л. Сапеги, М. Радзивилла, А. Ржевского, портрет А. Мицкевича, а также ‘Групповой портрет «,» Мадонна с ребенком «и др.. Он известен и как мастер исторических композиций. За картину «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных «И. Олешкевич был избран членом Императорской академии художеств.

Кисти художника Я. Рустема, профессора Виленского университета принадлежат портреты его современников Томаша Зана, Антония Ваньковича и др. Художник Валентий Ванькович, воспитанник Полоцкой иезуитской академии, создал портреты А. Тавянскага и его жены Каролины, картину «А. Мицкевич на скале Аюдаг».

Романтические мотивы отчетливо проявились не только в портретной, но и в исторической и пейзажной живописи. Талантливый художник, этнограф и композитор Н. Орда обошел и объездил почти всю Беларусь, Польшу и Литву, сделал около 500 акварелей и рисунков с натуры, сохранив, таким образом, для потомков облик прекрасных памятников архитектуры, замков, дворцов, улиц городов, исторических мест. Его акварели и рисунки переводились в литографии, издавались альбомами, графическими сериями. Большое общественное признание получили картины Н. Орды «Логойск», «Крыжовка», «Руины замка в Лиде», «Мир», «Несвиж», «Белая вежа» и др..