logo
вопросы и ответы к зачету

11. Русские традиционные ремесла и промыслы: игрушка.

 Игрушка - важнейшее составляющее любой культуры. С помощью игрушки ребёнку передаётся сама суть человеческих отношений и сложное мироустроение.  Игрушки – носитель сакральных ценностей, родовой информации. Одной из наиболее любимых игрушек детей всегда была кукла. Было время, когда куклы спасали жизнь, заменив человека в обрядах жертвоприношения. Куклы- чучела, которых приносили в жертву разным богам носили свои имена: Кострома, Морена, Купало, Ярило… А взамен просили счастливой любви, хороших урожаев, здоровья.

На изготовление кукол шли в основном подручные материалы. Делали кукол из соломы, из глины, из дерева, из мочала, из камыша, из початков кукурузы, из корней травы, золы, из сучьев и веток деревьев. По материалам археологических исследований и литературным источникам известны куклы древнего Египта- из дерева и ткани. От древнего Китая до нас дошли глиняные куклы. В детских погребениях античной эпохи обнаружены куклы, и марионетки из слоновой кости. В Афинах были распространены примитивные деревянные куклы. 

Ещё в 19 веке на Руси игрушки никогда не оставляли в избе как попало – «их берегли в корзине или в ларчиках с запиской или чеканкой, хранили в лубяных коробах, чтобы не валялись где попало. Они так и переходили от одной девки к другой», ведь крестьянские семьи в ту пору были очень многочисленны, в семьях было по 11-15 детей. Чтобы стать хорошей матерью, полагали, что нужно играть в куклы.  Традиционная тряпичная русская кукла была «безликой», что позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и её характер. 

Куклы сопровождают нас всю жизнь. Они развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом.

В ЕПССКАЯ КУКЛА

Россия - огромная многонациональная страна. Около ста пятидесяти народов живут на её необъятных просторах. С давних времён за границами России повелось считать русскими всех, кто принял православие и подчинился власти московских князей. И по праву в ряд традиционных русских кукол ставят вепсскую куклу, сохранившую имя создавшего её народа. Сегодня вепсы – небольшая народность, проживающая на территории Карелии, Ленинградской и Вологодской областей, сохранившая свои традиции и обряды, многие из которых сходны с севернорусскими.

Вепсская кукла - это образ замужней женщины. Детали куклы не сшиваются между собой. Её делают из обрывков изношенной одежды, из них же выдёргивают нити для путанки и связывания деталей куклы.

К РУПЕНИЧКА

С раннего детства мы помним русскую народную сказку о красавице Крупеничке.

У одного князя была дочь, которую пот прихоти отца нарекли Крупеничкой. Выросла Крупеничка красавицей, умной и работящей. Но напали на княжество татары, схватили Крупеничку и угнали в полон в подарок хану. Отвергла Крупеничка притязания хана на женитьбу. Чтобы сломить гордую красавицу, загрузил он её непосильной работой. От зари до зари трудилась Крупеничка в поле. Однажды мимо проходила убогая богомолка, возвращаясь из далёких святых мест. Пожалела она Крупеничку, обратила в гречишное семечко и спрятала в кисет. Так и принесла её в кисете к родному дому. А чтобы татарский хан не смог разыскать Крупеничку, схоронила её в землю. И поросла Крупеничка в прекрасный гречишный кустик, давший обильный урожай. Так  появилась на Руси гречиха. При посеве первые горсти отборной гречихи брали из потаённого мешочка, сшитого в виде небольшой куколки. С этими горстями старались передать новому урожаю сбережённые силы кормилицы земли. После уборочной страды куклу0мешочек вновь наполняли отборной крупой нового урожая. Куклу наряжали и бережно хранили до следующего сева в красном углу избы, рядом с иконами. Куклу любовно звали Крупеничкой. 

Также женщина делала эту куклу для того, чтобы у неё были дети.

К УВАДКИ

Сегодня мало кому известен обряд «кувады». В середине 19 века он, как полустёршийся след дремучей старины, ещё существовал в Орловской и Костромской губерниях.

В верованиях наших предков зарождение новой жизни воспринималось как милость и расположение божественных сил. С другой стороны, сам процесс рождения связывался с чем-то греховным и нечистым. В родовых муках виделось вмешательство злобных сил, терзающих беззащитную роженицу и младенца. 

Мужчине, отцу ребёнка, отводилась активная роль. Он присутствовал при рождении ребёнка и обеспечивал защиту от нечистой силы, совершая магические обрядовые действия. Эти обряды называются«кувада»: в предбанник выставлялось лукошко с куриными яйцами. Мужчина садился на лукошко, делая вид, что высиживает яйца (по поверьям, яйцо являлось первоосновой жизни). Громкими неистовыми воплями, подражая крикам роженицы, мужчина выманивал злых духов в предбанник. Чтобы обманутые и разозлённые духи не вернулись к роженице, в предбаннике развешивались обрядовые куклы. Верили, что в эти первые попавшиеся на глаза неодушевлённые образы людей и вселялись злые духи. Самого младенца прятали в чулане, а мужчине подкладывали спелёнутую куклу. После родов куклы сжигались во время обряда очищения.

К концу 19 века истоки древнего обряда были окончательно утрачены и забыты, а куклы остались. Но направленность их магического действия изменилась: теперь они вывешивались над колыбелью после крещения младенца, всё также оберегая его от неисчислимых козней злых духов. В некоторых губерниях за две недели до рождения ребёнка будущая мать помещала такую куклу-оберег в колыбель. Когда родители уходили в поле на работу, и ребёнок оставался в доме один, он смотрел на эти маленькие куколки и спокойно играл. Как правило, эти игрушки были небольшого размера и все разных цветов, это развивало зрение младенца.

Обычно в кроватке бывает от 3 до 5 куколок из разноцветной ткани. Яркие и весёлые, они заменяли погремушки.

Р ОЖДЕСТВЕНСКИЙ АНГЕЛ.

Как и другие традиционные русские куклы, она проста в изготовлении, но вместе с тем оригинальна. Использовалась как ёлочное украшение в Рождество. Также Ангел вешался над кроваткой ребёнка, «охраняя» его сон от злых помыслов.

П ЕЛЕНАШКА (помещается на ладони)

В старинной русской деревне крестьяне считали, что злые духи стараются всячески навредить беззащитным людям. Чтобы сбить злых духов с толку,  спелёнутую куклу подкладывали к младенцу в колыбель, где она находилась до крещения ребёнка, чтобы принимать на себя все напасти, угрожавшие незащищённому крестом чаду. Только после крещения, которым за младенцем утверждается статус человека, кукла убиралась из колыбели. Куклу хранили в доме наравне с крестильной рубахой ребёнка. 

В этой кукле воспроизводились особенности мироощущения русских крестьян. Считалось, что ограничение движения сделает ребёнка незаметным для злых духов, поэтому почти весь первый год жизни младенец проводил в колыбели плотно спелёнутый.

В основе правил изготовления куклы Пеленашки лежит традиционное понимание мироздания крестьянами. В ней простейшими приёмами изготовления воспроизводили основные признаки человеческого подобия: тело, голову и центр жизненной силы, который, по поверьям, располагается в районе пупа. Куклу изготавливали из куска ношеной домотканой одежды, вобравшей в себя тепло изготовивших её рук. Считалось, что с родным, домашним материалом кукле передаётся частичка жизненной силы. 

Пеленашка, или кукла-младенчик, имеет обереговую конструкцию. Кукла даётся в ручку ребёнка в качестве естественного массажёра, а также при  приходе гостей вставляется в складочки платочка ребёнка и тогда гости, чтоб не «сглазить» ребёнка, говорили  про куклу: «Ой, до чего куклёнок-то хорош!»

К УКЛА МОСКОВКА.

Другое название куклы «Седьмая Я» (семья).

Кукла имеет шесть детей, привязанных к поясу или прикрученных поясом. История куклы уходит во времена образования московского княжества, которое присоединяло к себе новые земли. Москва - мать, новое княжество – новый ребёнок. В кукле этот исторический процесс остановился на числе 6. Эта  кукла – символ материнской заботы и любви.

С ТОЛБУШКА

Берёза- одно из наиболее почитаемых на Руси деревьев и символизируется с женским началом. В Центральной России у девушек существовала традиция 14 февраля (1 февраля по старому стилю) «загадывать на жениха» с помощью берестяной куколки. На бересте писали заветное имя суженого.

Поэтому не случайно столь старательно и аккуратно во владимирских деревнях накручивали на берестяные трубочки скромные, но такие милые куколки Столбушки. По-видимому, это название присвоили кукле за схожесть её основной детали со столбиком. Но, может быть, существуют и другие, более глубокие корни появления таких кукол. 

Исследователи описывают много игр деревенской молодёжи, которые называли Столбушками. В некоторых из них непременными атрибутами были вещи или поделки, сделанные девушками во время посиделок перед Рождеством. В основе Владимирской Столбушки – кусок бересты, в основе Курской и Архангелогородской – плотно скрученная столбиком грубая ткань. 

В отличие от многих традиционных кукол она всегда устойчиво стоит. По свидетельству этнографов начала 20 века, в некоторых крестьянских домах насчитывалось до сотни кукол Столбушек. Именно они становились персонажами разыгрываемых обрядовых сценок.

Т ОЛСТУШКА-КОСТРОМУШКА.

    Кукла- оберег от одиночества. В доме, где очень ждут и желают ребёнка, была эта кукла. Ставили её в спальню на видное место. Как только появлялся ребёнок кукле говорили: «Детки появились - пошла играй».

Кукла должна демонстрировать сытое, богатое житьё, должна быть нарядно одета. Ножки у куклы очень тонкие, обязательно в обуви, тело – толстенькое (сытая девочка), личико маленькое, чтобы щёки толще казались. Настоящиё оберег полностью набивается очесами льна.