logo
вопросы и ответы к зачету

Особенности романского стиля

Романский период - время возникновения общеевропейского монументального стиля средневековой архитектуры, скульптуры и живописи. В отличие от Византии, где искусство было строго регламентировано столичной школой, единство романского стиля не исключало обилия местных школ. Не только каждая страна, нои каждая область Европы давала свой вариант романской архитектуры, то камерной, то монументальной, то изобилующей декором, то аскетично строгой. Разными были системы росписей храмов и принципы их украшения скульптурой.

При сохранении местных особенностей романскому искусству присущи общие черты: ведущая роль архитектуры, отличавшейся суровым крепостным характером, подчиненность ей живописи и монументальной скульптуры, условных по стилю, назидательных и экспрессивных. Значительное развитие получила книжная миниатюра, ювелирная пластика, изделия прикладного искусства.

Романский стиль возникает исключительно в центре Европы под натиском военных действий формирующихся на то время государств. В X-XII веках войны проходили достаточно жестоко, поэтому архитектура была задействована в них непосредственным образом. Здания, которые возводились в те времена, нуждались в надёжной защите и скрытности, что и положило начало такому направлению, как романский стиль. Такой стиль своеобразен и не похож ни на один другой стиль, так как его архитектурные сюжеты несут в себе исключительно оборонительные черты – здесь мало чего от искусства, ведь на то время конструкции должны были нести больше оборонительный каркас, чем быть элементом декора.

Но, тем не менее, важной отличительной чертой этого стиля стала его способность сливаться и гармонировать с ландшафтом. Толстые и массивные стены зданий, а также башни, сливаются с окружающим их пространством, не противопоставляя себя ему. Конечно, стоит отметить и аскетичность дизайна романского стиля: абсолютно грубые и суровые формы мебели, огромные высокие потолки, большие громоздкие камины, а также кирпичные стены зданий, не только снаружи, но и внутри. Но, несмотря на это, обстановку, которая царила внутри здания, всегда было тяжело сопоставить с экстерьером, ведь оба они существовали практически параллельно один к другому и были абсолютно не похожи между собой по стилю. Поэтому, находясь снаружи помещения, всегда было очень трудно представить обстановку, которая была внутри, и наоборот – внутренний интерьер всегда был трудно сопоставим с внешним.