Техника:
масло;
темпера;
эмаль;
гуашь (поскольку в качестве основного материала художник использует бумагу, характерную для графических видов изобразительного искусства — классифицируется и как графика; об этом говорит и применение последней для создания монохромных произведений);
пастель (к этой технике справедливо замечание аналогичное тому, что высказано относительно предшествующей);
тушь (и в данном случае, как и в двух предыдущих — нельзя однозначно отнести к графике; на Востоке, например, каллиграфия, по большей части использующая этот материал, традиционно считается живописью, как, впрочем, и академическая китайская живопись использовала по преимуществу именно тушь — ахроматическая гамма);
живопись по штукатурке: фреска и а секко;
граттаж
гризайль
карнация
лессировка
пуантилизм
сграффито
сфумато
клеевая живопись;
восковая живопись: энкаустика, восковая темпера и холодный способ (восковые краски на скипидаре);
живопись керамическими красками;
живопись силикатными красками;
акварельная живопись (техника акварели различна, некоторые приёмы ближе к живописи, некоторые — к графике; поэтому неслучайно в тезаурусе присутствует такой оборот: «рисовать акварелью»)
сухая кисть;
акрил;
смешанная техника;
Техники живописи практически неисчерпаемы. Всё, что оставляет какой-либо след на чём-то, строго говоря, является живописью: живопись создаётся природой, временем и человеком. Это уже отметил Леонардо да Винчи.
Традиционные техники живописи: энкаустика, темперная (с яйцом), настенная (известковая), клеевая и других типов. С XV векастановится популярной живопись масляными красками; в XX веке появляются синтетические краски со связующим веществом из полимеров (акрилик, винилик и др.). Краски могут приготовляться из натуральных и искусственных пигментов.
Гуашь, акварель, китайскую тушь и полурисовальную технику — пастель — также относят к живописи.
Живопись может быть исполнена на любой основе: на камне, штукатурке, на холсте, шёлке, на бумаге, на коже (в том числе на теле животного или человека — татуировки), на металле, на асфальте, бетоне, стекле, керамике и т. д., и т. п.
Живопись встречается и соседствует с пластическими искусствами, в том числе с архитектурой, скульптурой; она может участвовать в формировании искусственной и природной среды.
Живопись, как и другие изобразительные искусства, иллюзорна: она — это имитация трёхмерного пространства в плоскости, достигаемая посредством линейной и цветовой перспективы. Но её визуальный и к тому же цветовой аспект (глаз воспринимает в одно мгновение практически бесконечную информацию) обуславливает исключительное место живописи среди всех изобразительных искусств.
В то же время, развитие искусства, изобразительных методов и средств выразительности, давно вывело за пределы понимания основных своих задач — «воспроизведение реальности». Ещё Плотин говорит: «Не копировать природу, а учиться у нее»; и этим принципом руководствуются многие художники на протяжении многих веков. Поэтому задачи живописи подразумевают не только такую организацию пространства на плоскости, которая руководствуется и ограничивается воссозданием на ней трёхмерной среды, мало того, отдельные методы уже давно воспринимаются как «тупиковые» на пути развития искусства (в контексте понимания и переосмысления адекватности восприятия). Плоскость, как и цвет, имеет самостоятельную целостность и ценность, вместе они диктуют свои условия в синтезе форм и на плоскости как таковой, — и во взаимодействии с трёхмерно-временны́м пространством. Художник уже не может удовлетвориться набором иллюзорных приёмов («иллюзионизмом»), он следует потребностям нового понимания красоты, отказавшись от неактуальных методов самовыражения и воздействия на зрителя, ищет новых же форм таковых, диалектически возвращается к лучшему из отвергнутого, и таким образом приходит к пониманию и реализации новых же ценностей. Такое понимание методов и технических, выразительных задач искусства культивировали в числе других теоретиков и мастеров В. А. Фаворский и о. Павел Флоренский, а впоследствии — самостоятельно развивал сам В. А. Фаворский. Разумеется, это не единственный «верный» путь развития современного искусства и живописи, тем не менее, многие положения такого ви́дения весьма убедительны и продуктивны.
Относительно ошибочности строгого исключения живописи из пластических искусств даже теория «ортодоксального» искусствоведения также уже давно сделала переоценку. Вот что сказано не в каком-нибудь замысловатом концептуальном исследовании, а в «Популярной художественной энциклопедии»: «Искусства пластические делятся, в свою очередь, на изобразительные и неизобразительные. К первым относятся живопись, скульптура, графика, монументальное искусство… К неизобразительным — относятся архитектура, декоративно-прикладное искусство и художественное конструирование… Границы между изобразительными и неизобразительными искусствами не абсолютны…»
- Вопрос 1. Искусство как особая художественно-образная форма отражения действительности. Классификация видов искусств.
- Вопрос 2. Функции искусства.
- 3. Живопись как вид изобразительного искусства, виды художественной техники.
- Техника:
- 4. Известные художники Беларуси.
- 5. Графика, ее виды и образные средства, техники.
- 6. Белорусские графики-иллюстраторы детских книг.
- 7. Скульптура- искусство создания объемно-пространственных образов. Виды, техники.
- Техника исполнения
- 8. Архитектура, ее виды. Типы сооружений.
- Виды архитектуры
- 9. Виды декоративно-прикладного искусства.
- 10. Русские традиционные ремесла и промыслы: росписи.
- 11. Русские традиционные ремесла и промыслы: игрушка.
- 12. Белорусская традиционная игрушка.
- 17. Разновидности жанров.
- 18. Жанр натюрморта: представители.
- 19. Портретный жанр: представители.
- Поджанры портрета
- 20. Пейзажный жанр: представители.
- Развитие жанра
- Элементы пейзажа
- Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты
- 21. Бытовой жанр: представители.
- 22. Исторический жанр: представители.
- 23. Батальный жанр: представители.
- 25. Анималистический жанр: представители.
- 26. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: определение. Разновидности стилей и направлений.
- 27. Романский стиль.
- Особенности романского стиля
- 28. Готический стиль.
- 29. Ренессанс.
- 30. Барокко.
- Происхождение термина
- Черты барокко
- Эпоха барокко
- 31. Классицизм.
- 32. Ампир.
- Зарождение
- Особенности стиля
- 33. Модерн.
- 34. Художественные направления в изобразительном искусстве: реализм.
- Направление в живописи XIX-XX веков
- 35. Художественные направления в изобразительном искусстве: романтизм.
- 36. Художественные направления в изобразительном искусстве: классицизм.
- 37. Художественные направления в изобразительном искусстве: импрессионизм.
- Техника
- 38. Художественные направления в изобразительном искусстве: примитивизм.
- Примитивизм в искусстве
- 39. Художественные направления в изобразительном искусстве: модернизм и авангардизм.
- Модернизм в изобразительном искусстве
- 40. Законы изобразительного искусства.
- 41. Правила изобразительного искусства.
- 43. Средства изобразительного искусства.
- 44. Композиция: определение. Виды и типы композиции.
- 45. Стилизация как метод создания декоративной композиции.