12. Белорусская традиционная игрушка.
Целесообразно выделить в отдельную группу Народную игрушку: русскую и белорусскую.
Тематика их самая разнообразная, отражает труд и быт народа, его отношение к окружающему, сюжеты сказок.
Особенностью этого вида игрушек является выразительность образов, условность, обобщенность, динамичность, декоративность. Народные игрушки воплощают лучшие художественные традиции, знакомят детей с культурой своего народа, закладывают фундамент связи с родиной.
В белорусской народной игрушке проявляются как общие признаки, сближающие ее с игрушками других народов, так и особенные, свойственные только ей: компактность, обобщенность, лаконичность, экономность, выразительность изобразительных средств. В этой игрушке своеобразно преломляются наивность, и вместе с тем мудрость, фантазия и реальность. Она стимулирует активную работу мысли, подталкивает к самостоятельной доработке, собственному прочтению игрушечного образа.
Народная игрушка выполнена по всем законам стилизации (когда выделяются одна или две важные детали, например, видовые признаки того или иного животного), поэтому она учит ребенка уже с младшего возраста мыслить более обобщенно, оказывает влияние на развитие у детей не только образного, но и абстрактного мышления.
Белорусская народная игрушка, как правило, небольшого размера, очень удобная в использовании.
Функциональность и компактность этой игрушки позволяет детям активно использовать ее. В Беларуси наиболее древняя - глиняная игрушка, изображающая фигурки людей, животных, погремушки. Значительное распространение в народном быту имела деревянная игрушка обычно с интонацией движений или действий. Интересные, оригинальные, с древнейшей историей игрушки из соломы. Назначение их очень широко: для игры, в сельскохозяйственных обрядах, на праздниках, для украшения дома и пр. В крестьянских семьях использовались игрушки из льна.
13. Белорусское декоративно-прикладное искусство: росписи.
14. Белорусское декоративно-прикладное искусство: вышивка.
15. Белорусское декоративно-прикладное искусство: ткачество.
16. Дизайн - художественное конструирование предметов и вещей, его виды.
Дизайн, или художественное проектирование и конструирование
Слово «дизайн» происходит от латинского «designare» — определять, обозначать. Начиная с эпохи Возрождения, итальянское слово «disegnо» подразумевало проекты, рисунки, а также основополагающие идеи. В Англии понятие «design» (переводится как «рисование») распространилось в XVI веке.
Термин «дизайн» можно определить как специфичесую сферу деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных ее компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом. Термин «дизайн» стал приментся в нашей стране относительно недавно. До его внедрения проектирование вещей называлось «художественным конструированием», а теория создания вещей «технической эстетикой». Слово «дизайн» породило и производные понятия: «дизайнер»— художник-конструктор, «дизайн-форма»— внешняя форма предмета и т. д. Дизайн и художественное конструирование мы будем рассматривать как синонимы.
До сих пор ведутся дискуссии о самом содержании дизайна, его целях и возможностях. Так, известный итальянский архитектор и дизайнер Д. Понти считает, что цель дизайна — создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации.
Другой известный теоретик дизайна Т. Мальдонадо утверждает, что предмет потребления не может выполнять функции художественного произведения, а судьбы искусства не могут совпадать с судьбами промышленных изделий. В наше время широко распространено мнение, что главная задача дизайна — создание вещей, которые легко было бы продавать, дизайн становится в прямую зависимость от потребностей и запросов рынка.
Время на наших глазах предъявляет все более высокие требования к эстетическому содержанию предметов. В нашей стране дизайн рассматривался как деятельность художника-конструктора в области проектирования массовой промышленной продукции и создании на этой основе предметной среды. В центре внимания дизайна, направленного на создание удобных и красивых изделий, всегда должен быть человек с его общественными и индивидуальными потребностями, утилитарными и духовными запросами.
Определить область дизайна не всегда просто. Дизайн трудно отделить от архитектуры (когда идет речь о проектировании интерьеров), от скульптуры (когда проектируются, скажем, детские площадки или аттракционы), от прикладного искусства (создание новых видов посуды или мебели).
В современном мире дизайна можно выделить несколько основныех видов проектного дизайнерского творчества:
Индустриальный дизайн охватывает широчайший круг объектов, включая продукцию машиностроения, станкостроения, средства транспорта, вооружение, а также предметов потребления. В традиционном понимании к индустриальному дизайну относятся бытовые приборы, аппаратура, инвентарь и пр. Дизайн мебели и оборудования для интерьеров, а также посуды, столовых приборов, занимает особое место, их проектирование имеет глубокие корни в ремесленном производстве. Свои особенности присущи дизайну медицинского оборудования, изделий для инвалидов и пожилых людей. Свои особенности имеет проектирование для детей, в частности игрушек.
Графический дизайн - один из наиболее распространенных и старинных видов дизайнерского творчества. С широким распространением рекламы с начала XX века, прикладное графическое творчество сегодня охватывает практически все сферы жизни общества. К традиционным видам книжного, газетного, журнального и плакатного оформления, решению упаковки, этикеток, разработкам фирменных знаков и фирменных стилей, шрифтов сначала добавилась коммуникативная ветвь (в интерьерах зданий, на пространствах населенных пунктов и дорогах). Позднее — заставки, рекламные ролики на телевидении, а в последние десятилетия — компьютерный дизайн. Отдельное направление компьютерного дизайна - Web-дизайн, т.е. создание Web-сайтов в сети Интернет, где построение графических изображений, всей системы информации в определяется своими, довольно жесткими правилами.
Дизайн архитектурной среды включает в себя создание интерьеров и внешней архитектурной среды. Решение интерьеров и оборудования общественных и производственных зданий, жилых помещений имеет свои особенности, определяющие круг дизайнерских задач и проектных методов. Сегодня появилось понятиеландшафтного дизайна, потеснившее традиционные садово-парковое искусство и ландшафтную архитектуру. Дизайн выставочных и музейных экспозиций, а такжепраздничного оформления пространственной среды находится на стыке дизайна графического и дизайна архитектурной среды, обладая специфическими особенностями и уже сложившимися традициями.
Дизайн одежды и аксессуаров — живет во многом по своим законам. Художники-модельеры создают уникальные коллекции «от кутюр» (haute conture) и более близкие к массовому, серийному выпуску «прет-а-порте» (pret-a-porter). При их создании используются современные материалы и технологии, специфические методы дизайн-проектирования.
Арт-дизайн направлен на создание художественных впечатлений, получаемых от образа воспринимаемого объекта. Изделия практически теряют при этом свое утилитарное значение и становятся исключительно декоративными, выставочными. В связи с переходом к рынку «эмоциональных покупок» опыт создания произведений арт-дизайна все шире используется в проектировании продукции индустриального дизайна.
Виды дизайна:
Промышленный дизайн.
Промышленный дизайн - это конструирование станков, транспортных средств, бытовых приборов, посуды, мебели и многого другого.
Создание новой вещи - сложный творческий производственный процесс, в котором участвуют: учёные, инженеры и дизайнеры.
Дизайнер задумывает вещь, не только её форму, но и характер пользования ею, специфику и место среди других вещей, а от сюда её потребительские и товарные свойства.
Художник всегда выражает себя в своих произведениях. Дизайнеру позволено это делать без каких-либо ограничений.
Графический дизайн
Графический дизайн - это промышленная графика, различные оформительские, изобразительные и шрифтовые работы.
Фирменный стиль включает создание знаков и шрифтов.
Процесс создания знаковых изображений в графическом дизайне может быть одним из примеров стилизации формы.
Отличительные особенности знака - обобщённость и условность в изображении предметных форм.
Книжный дизайн
Книжный дизайн - это новые, разнообразные конструкции книги.
Дизайнер занимается оформлением книги: определяет размеры (формат) книги, особенности шрифта, размещение набора (текста), фотографий и другого иллюстративного материала (карты, планы, схемы и т.д.).
Большую роль играет разработка внешнего облика книги (переплет и обложка), форзаца и различных элементов оформления внутри книги (титульный лист, иллюстрации).
Визаж
Визаж (искусство макияжа) - участвует в создании прекрасного облика человека. Визажист - дизайнер и архитектор лица. Понятие "макияж" имеет два значения: в одном случае подразумевают косметические препараты, служащие рабочим материалом для визажиста, а в другом - искусство оформления лица (дневной, вечерний, фантазийный, карнавальный и др.)
Дизайн одежды
Дизайн одежды - моделирование и конструирование одежды. Продумывая форму и крой, цветовое решение, подбирая материалы для современной одежды, дизайнер создает неповторимый и запоминающийся образ.
Мода - это отражение нашего мировоззрения, образа жизни, культурного уровня, социальных условий и других слагаемых жизни общества.
Фитодизайн.
Фитодизайн - составление отдельных объемных или плоских композиций из живых или засушенных цветов и растений, а так же целостное оформление интерьеров предметами флоры. Правильно подобранные и размещенные с хорошим вкусом растения создают психологический комфорт помещения и улучшает его микроклимат.
- Вопрос 1. Искусство как особая художественно-образная форма отражения действительности. Классификация видов искусств.
- Вопрос 2. Функции искусства.
- 3. Живопись как вид изобразительного искусства, виды художественной техники.
- Техника:
- 4. Известные художники Беларуси.
- 5. Графика, ее виды и образные средства, техники.
- 6. Белорусские графики-иллюстраторы детских книг.
- 7. Скульптура- искусство создания объемно-пространственных образов. Виды, техники.
- Техника исполнения
- 8. Архитектура, ее виды. Типы сооружений.
- Виды архитектуры
- 9. Виды декоративно-прикладного искусства.
- 10. Русские традиционные ремесла и промыслы: росписи.
- 11. Русские традиционные ремесла и промыслы: игрушка.
- 12. Белорусская традиционная игрушка.
- 17. Разновидности жанров.
- 18. Жанр натюрморта: представители.
- 19. Портретный жанр: представители.
- Поджанры портрета
- 20. Пейзажный жанр: представители.
- Развитие жанра
- Элементы пейзажа
- Известные русские, советские и современные художники-пейзажисты
- 21. Бытовой жанр: представители.
- 22. Исторический жанр: представители.
- 23. Батальный жанр: представители.
- 25. Анималистический жанр: представители.
- 26. Художественные стили и направления в изобразительном искусстве: определение. Разновидности стилей и направлений.
- 27. Романский стиль.
- Особенности романского стиля
- 28. Готический стиль.
- 29. Ренессанс.
- 30. Барокко.
- Происхождение термина
- Черты барокко
- Эпоха барокко
- 31. Классицизм.
- 32. Ампир.
- Зарождение
- Особенности стиля
- 33. Модерн.
- 34. Художественные направления в изобразительном искусстве: реализм.
- Направление в живописи XIX-XX веков
- 35. Художественные направления в изобразительном искусстве: романтизм.
- 36. Художественные направления в изобразительном искусстве: классицизм.
- 37. Художественные направления в изобразительном искусстве: импрессионизм.
- Техника
- 38. Художественные направления в изобразительном искусстве: примитивизм.
- Примитивизм в искусстве
- 39. Художественные направления в изобразительном искусстве: модернизм и авангардизм.
- Модернизм в изобразительном искусстве
- 40. Законы изобразительного искусства.
- 41. Правила изобразительного искусства.
- 43. Средства изобразительного искусства.
- 44. Композиция: определение. Виды и типы композиции.
- 45. Стилизация как метод создания декоративной композиции.