Введение
Данная работа посвящена творчеству Клода Лоррена, знаменитого французского живописца и гравера пейзажей (Илл. 1).
История искусств нескольких последних столетий знакомит нас с широким разнообразием приёмов, стилей, творческих методов и идей, которые по революционности и смелости выражения затмевают одна другую. Глядя через призму современного понимания реальности, пресыщенного избыточным информационным потоком, знакомого с огромным багажом накопленного опыта, зачастую сложно по достоинству оценить вклад конкретного мастера в развитие искусства.
Пейзаж, как самостоятельный жанр живописи, сформировался только к концу XVI века в Италии, и на тот момент не занимал значительного места, так что Клод Лоррен, работавший в этом жанре, стал настоящим новатором. Изучение концептуальных, стилистических и идейно-художественных особенностей его произведений, дышащих поэзией, утончённостью и уравновешенностью, созданных, однако, без нарушения существенных условий правды, особенно актуально в наши дни, когда "художник ослеп для внешнего мира и повернул зрачок внутрь, к субъективному ландшафту" Из статьи «Проблемы современного искусства», Философский клуб «Факел» - http://torchclub.info/index.php/philosophy-practicality/38-philosophy-practicality/43-modern-art-problems, а искусство, перейдя от изображения предметов к изображению идей, утратило свои ключевые ценности и подошло к состоянию кризиса.
Суть творческого метода Лоррена так же отметка тех решённых им задач, которые были новыми для того времени, частично отражены в работе М.Лившица "Искусство XVII века: Италия, Испания, Фландрия, Голландия, Франция". Прекрасный обзор работ мастера с точки зрения композиции даёт С.М.Даниэль в своём труде "Картина классической эпохи". В подготовке данной работы так же было полезно знакомство с книгой К.Богемской "Пейзаж. Страницы истории", подробно и полно освещающей проблематику пейзажа как такового, его места в искусстве и истории, целей и особенностей восприятия.
Цель работы заключается в анализе и выявлении характерных особенностей творчества Клода Лоррена. Задачи: ознакомиться с биографией художника, а также основными особенностями той исторической эпохи, в рамках которой протекало его творчество; рассмотреть художественные приёмы и методы; проанализировать ряд конкретных работ; сделать вывод о проделанной работе.
На основании вышеперечисленного целесообразно разделить работу на две главы. Первая посвящена эволюции творчества мастера, рассмотрению характерных особенностей его стиля. Во второй главе дан анализ самых знаменитых и показательных работ художника.
- Введение
- Глава 1. Жизнь и творчество
- 1.1 Исторический контекст
- 1.2 Ранний период творчества
- 1.3 Зрелый период
- 1.4 Поздний период
- Глава 2. Анализ работ
- 2.1 "Осада Ла-Рошели" и "Наступление на Па-де-Сюз" (1631)
- 2.6 "Морской пейзаж с похищением Европы" (1655)
- 2.10 "Ночь" (Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом) (1672)