logo
Клод Лоррен

2.10 "Ночь" (Пейзаж со сценой борьбы Иакова с ангелом) (1672)

Сюжетом картины послужила история из книги Бытия, которая повествует о том, как, возвращаясь на свою родину в Ханаан, Иаков испугался мести старшего брата Исава, и разделил свои стада и людей со словами: "Если Исав нападет на один стан и побьет его, то остальной стан может спастись" (Бытие 32, 8). Сам Иаков остался один на берегу реки и всю ночь до наступления зари боролся с Богом, который явился ему в виде ангела. Не одолев Иакова, ангел благословил его и известил, что отныне он будет побеждать всех людей и называться Израилем. Вместе со сценой борьбы, являющейся композиционным центром произведения, Лоррен показал на втором плане стада Иакова, удаляющиеся по двум дорогам: в гору, к храму, и через мост, за реку. Изобразив два разновременных события, художник развернул ветхозаветный сюжет во времени, и обогатил тем самым содержание картины. По библейскому тексту действие происходит на исходе ночи, и, верный своему интересу к передаче трудноуловимых состояний природы, Лоррен изобразил момент наступления утра. Он использует один из своих любимых приемов: свет, идущий из глубины пространства. Солнце скрыто за горизонтом, и лишь освещенный край облака говорит о скором его появлении. Все детали композиции - деревья, постройки, фигуры - расположены против источника света. Это создает удивительный эффект: зритель словно присутствует в картине, наблюдая начало нового дня.

2.11 "Пейзаж с Энеем на Делосе" (1672)

Выбор персонажей на картине Клода Лоррена переносит нас в идиллический мир расцвета античной культуры (Ил. 11). В основу сюжета легла история, как Эней разыскивал оракула Аполлона на священном острове Делос на пути из Трои. Перед нами царь и жрец Делоса Алий приветствуют Энея, его отца Анхиса и сына Аскания. Аний указывает на оливковое дерево и пальму в центре картины, за которые цеплялась Лето (Латона), рожая близнецов Аполлона и Диану (Артемиду). Храм Аполлона изображен в виде величественного древнего здания Рима -- Пантеона. В этом храме оракул предсказал Энею, что его потомки будут править над самыми обширными просторами Земли. Поэтическая композиция этой сцены, в которой уравновешены вертикальные и горизонтальные линии, прозрачный воздух и вид на широкие просторы до далекого горизонта вызывают чувство идиллической безмятежности золотого века.