logo
Клод Лоррен

2.6 "Морской пейзаж с похищением Европы" (1655)

Это одна из наиболее поэтичных картин во всём творческом наследии Лоррена. Она иллюстрирует миф о том, как Зевс, превратившись в белого быка, похитил Европу, дочь финикийского царя (Ил. 21).

Литературным первоисточником этой работы является мифологический эпос "Метаморфозы" Овидия (43 о н.э. - 17 н.э.). история похищения дочери Агенора интерпретирована Лорреном настолько точно, что сцену на переднем плане уже нельзя назвать лишь приёмом "оживления" пейзажа. Повышенное внимание к деталям, а также тщательная проработка фигур людей и животных свидетельствует о том, что сфера художественных интересов Лоррена с течением времени расширяется и отныне содержит ещё и психологический аспект. Обратите внимание, насколько мастерски передано смятение чувств, охватившее Европу: одной рукой она ухватилась за рог быка (даже не подозревая о том, кто принял его облик), а другой судорожно поправляет развевающуюся на ветру накидку. Сцена разыгрывается на берегу, у самой кромки моря, по которому Европе предстоит совершить далёкое путешествие на Крит верхом на быке. Только по прибытии на остров девушка узнает, что она была похищена самим Зевсом. Именно на Крите Европа родит от Громовержца сына Миноса, который впоследствии станет критским правителем.

При всей психологической напряжённости сюжета эмоциональная атмосфера картины всё же лишена чувства тревоги, которое закономерно могла бы вызвать подобная "метаморфоза" Зевса: общее драматическое впечатление "смягчает" нежный, сдержанный колорит. За исключением заснеженных горных вершин, виднеющихся справа, вся сцена погружена в волшебный золотистый свет. На поверхности моря искрятся отблески солнечных лучей, пробивающихся сквозь характерную для всего творчества Лоррена лёгкую дымку. По ясному небу плывут лёгкие, прозрачные облака.

2.7 "Полдень" (Отдых на пути в Египет) (1661)

Картину "Отдых на пути в Египет" заказал Лоррену его коллега, Корнелис де Ваэль, который, в своё время, предпочёл занятиям живописью торговлю произведениями искусства. По роду своей деятельность он являлся всего лишь посредником между художником и состоятельными клиентами, и уже по окончании работы Лоррен узнал, что истинным заказчиком этой религиозной сцены на фоне пейзажа являлся Хенри ван Хальмале, епископ Ипра, а с 1658 года - декан кафедрального собора Антверпена. Ван Хальмале был очень доволен работой Лоррена и вскоре стал его постоянным клиентом, предпочтя отказаться от услуг посредников и контактировать с мастером напрямую. По заказу епископа Лоррен исполнит ещё шесть картин. Все они будут представлять религиозные сцены, разворачивающиеся на фоне вымышленных пейзажей.

Изображение Святого Семейства на пути в Египет пользовалось большой популярностью в живописи XVII века. Для пейзажистов эта тема представляла особый интерес, поскольку позволяла проявить фантазию и известную свободу в изображении природы - ведь точных описаний местности, где остановилось на отдых Святое Семейство, не существует. Чаще всего художники изображали густые деревья, под сенью которых находили пристанище утомлённые путники. Именно так изобразил в своё время эту сцену итальянский художника Аннибале Карраччи.

В интерпретации Лорена, фигуры Марии, Иосифа, Иисуса являются лишь второстепенной деталью пейзажа, на фоне которого они кажутся почти незаметными (Ил. 12). Художника в гораздо большей степени интересует яркость дневного света, прозрачность воздуха и сочная зелень деревьев. Святое Семейство он располагает в правом нижнем углу композиции, заботясь о том, чтобы присутствие фигуративной группы не нарушило гармонии природы. Может быть, поэтому создаётся впечатление существования этой группы все времени и пространства. Логическая связь с литературным первоисточником здесь настолько условна и зыбка, что если бы не название, данное Лорреном картине явно по воле заказчика, то было бы весьма трудно назвать её религиозной, поскольку перед нами - полноценный пейзаж. Интересно, что Лоррен обращался к сцене отдыха по пути в Египет, по меньшей мере, двадцать раз, и при этом каждая работа представляла собой именно пейзаж, а не иллюстрацию к одной из глав Священного Писания. Художник раскрывает тему бегства Святого Семейства не путём привлечения внимания зрителя к группе измождённым долгими странствиями путников, а с помощью тщательно подобранных пейзажных элементов, традиционно символизирующих "пребывание в пути". Это и река, и мосты, и туманная линия горизонта. Таинственная аура пейзажа и нереальный свет заката, в который погружена сцена, рождают тревожное предчувствие.

2.8 "Вечер" (Товия и ангел) (1663)

Лоррена часто называют "Мастером суточного цикла": солнце в его работах либо только восходит, либо уже садится за линию горизонта. Так, небо в пейзаже "Товия и ангел" переливается всеми оттенками оранжевого: похоже, мы снова становимся свидетелями захода солнца. (Ил. 13) Хотя, судя по тому, что эта картина является панданом по отношению к упомянутой выше работе, Товия поймал свою рыбу всё же на рассвете: Лоррен никогда не дублирует время суток в "парных" картинах. "Основой концепции пейзажа Лоррена является изображение заходящего или восходящего солнца, а приоритетной проблемой - представление световоздушной среды, сопутствующей этому явлению" (Мария Репинская).

2.9 "Утро "(Иаков и дочери Лавана) (1666)

Картину Клода Лоррена "Утро" можно смело назвать самым лирическим и тонким среди его полотен (Ил.14). Лоррен, своим возвышенным пейзажем поэтизирует Библейский сюжет -- встречу пасущего стадо овец Иакова и дочерей Лавана, встречу, которая стала началом его долгой любви к Рахили. Кисть живописца воспроизводит красоту зарождающегося дня с той же трепетной любовью, с какой его герой встречает юную Рахиль. Природа как бы наделена способностью к тончайшим переживаниям, тождество субъекта и объекта творчества обуславливает господство лирического начала. Прибегнув к излюбленному своему приёму - изображению против света, мастер создаёт впечатление, что свет идёт навстречу, и день зарождается прямо на глазах у зрителя. Живописная поверхность соткана из тонко нюансированных цветов, с преобладанием серебристых оттенков. Художественный образ строится как единство ряда поэтических ассоциаций: встреча Иакова и Рахили и встреча с солнцем, пробуждение любви и пробуждение природы, событие легендарной истории и мгновение настоящего времени. Движения души находят в природе всеобщий отклик, и картина природы становится всеобщим выражением душевной жизни.

Ассоциация пробуждающейся от сна природы с зарождающимся между юными сердцами чувством - вот что наиболее занимает мысли художника, и именно об этом его живописное повествование. Лоррен целиком и полностью поглощён воспеванием одухотворённого и величественного, идиллически-мирного пейзажа, только лишь изображение фигур на картине он доверяет своему единомышленнику Филиппе Лаури. Лёгкими и светлыми красками художник пишет небо и деревья, холмы и полуразрушенное здание. Панорама залита нежным, объединяющим всё вокруг, розовато-голубым светом.