logo
Клод Лоррен

2.1 "Осада Ла-Рошели" и "Наступление на Па-де-Сюз" (1631)

Пара картин "Осада Ла-Рошели войсками Людовика XIII" и "Наступление на Па-да-Сюз" (Ил. 4,5) - одни из самых первых, по времени возникновения, работ Лоррена, сохранившихся до наших дней и являющихся нетипичными для всего его дальнейшего творчества. Скорее всего, каждая из пары этих картин задумывалась автором как пандан ("pendant" (фр.) - в дополнение) по отношению к другой. На это указывают как одинаковые размеры и форма картин (овальная в обоих случаях), так и общая тема: и одна и другая работы посвящены важнейшим событиям военной истории Франции периода правления короля Людовика XIII (1610-1643). Исследователям удалось установить, что заказчиком картин был граф де Бриен, непосредственный участник обеих баталий. Картины были предназначены для оформления гостиной в его замке, расположенном в окрестностях Нанси.

В данном случае выбор основы для живописи является уникальным: художник работает маслом на медной пластине, покрытой тонким слоем серебряного напыления. Безупречно гладкая поверхность позволяет мастеру достичь невероятных результатов: уверенной рукой талантливого миниатюриста Лоррен наполняет сравнительно небольшую площадь композиционного пространства бесчисленным множеством деталей - как реальных, исторических, так и вымышленных. Длительная осада Ла-Рошели королевскими войсками, как известно, закончилась падением этого последнего форпоста гугенотов, а битва при Па-де-Сюз принесла Людовику XIII историческую победу над герцогом Сауди. Обе картины, таким образом, являются исключительными в наследии Лоррена: прославленный живописец вымышленных "классических" и идиллических пейзажей, отличающихся гармоничной и упорядоченной композицией, представляет славные военные подвиги королевской армии на фоне реальных пейзажей, тщательно изученных им по распространённым во Франции гравюрам. Крепость Ла-Рошель, представленная со стороны ближайшей деревушки Астре, со всеми её башнями и укрепительными сооружениями, изображена с почти фотографической достоверностью, да и вид на Па-де-Сюз исполнен с предельной точностью. Тёплые, "осенние" цвета растительности и светлый цвет неба над равниной в "Осаде..." доказывают нам, что представленная сцена разворачивается в начале осени, а спокойствие и уверенность персонажей на переднем плане картины подсказывают, что победа королевских войск не за горами. И действительно, защитники крепости Ла-Рошель, измученные голодом и болезнями, вынуждены были сдаться 28 октября 1628 года... На второй картине листва на деревьях выглядит как ранней весной; войска Людовика XIII одержали победу при Па-да-Сюз в марте 1629 года.

Почти половину наследия Лоррена составляют картины-панданы, составляющие пару, объединённую общей темой или одинаковыми размерами, схожими композицией или перспективным построением. Если какие-то критерии совпадали, то картины непременно различались по другим параметрам. Излюбленным приёмом Лоррена было изображение сцен либо в разное время года, как на вышеописанных картинах, либо в разное время суток - к примеру, на рассвете и в вечерних сумерках."

2.2 "Отплытие святой Паулы из Остии" (1639)

Даже при первом взгляде на это произведение становится не по себе от впечатления бесконечности пространства, основанного "всего лишь" на умелом построении перспективы, принцип которого здесь прост до гениальности: все композиционные линии сходятся в центре, несколько выше линии горизонта. Огромные здания по обе стороны композиционного пространства создают величественное обрамление фигуративной сцены на переднем плане и погружают её в атмосферу драматического напряжения, убеждающую в исключительной важности происходящего. Помимо этого, особую роль в организации пространства играет свет - по сути, главный герой этой картины (Ил. 8).

На переднем плане Лоррен изображает сцену проводов святой Паулы, которая, по преданию, в 385 году покинула Рим и отправилась в Вифлеем, к святому Иерониму, взяв с собой только дочь Евстахию - единственную из пятерых своих детей. Римлянка навсегда осталась на Земле Обетованной, где основала монашеский орден иеронимиток. На каменной плите (суперпервый план) Лоррен указывает название несохранившегося римского порта Остия, объясняя, таким образом, что пейзаж целиком является плодом его воображения.

Это монументальное полотно считается одним из самых удачных изображений порта в живописи Лоррена. В сороковых годах мастер создаст ещё немало пейзажей, главным мотивом которых станет порт, однако ни в одном из этих произведений ему не удастся достичь такой исключительной силы художественного выражения, какую он продемонстрировал в "Отплытии святой Паулы...".

2.3 "Морская гавань при заходе солнца" (1639)

Картина, созданная Лорреном на холсте под названием "Морская гавань при заходе солнца" в 1639 году - это поистине потрясающая и впечатляющая картина, которая уже с первого взгляда чарует своей атмосферой, своей захватывающей призрачностью красок и необыкновенной игрой цветов (Ил. 9). Это произведение искусства было подарено Людовику XIV, и, несомненно, стало прекрасным дополнением его коллекции.

Небо на картине Лоррена выглядит настолько потрясающим и естественным, что остается только поражаться, как живописцу удалось передать все эти призрачно-легкие и в тоже время насыщенные оттенки, переходы цветов в вечернем небе и живость природы, нестатичность движущегося на картине воздуха.

2.4 "Отплытие царицы Савской" (1648)

Картина хранится в Лондонской Национальной галерее. Написана она была в 1648 году для французского заказчика, - это идиллическая сцена с людьми на первом плане, величественной архитектурой на втором, кораблями, уходящими к горизонту, и удивительным соединением неба с морем (Ил. 19). По композиции это полотно соответствует рисунку в книге набросков художника, что подтверждает авторство Клода Лоррена. На картине мастерски исполнены тональные переходы от желто-розового рассеянного свечения солнца сквозь вуаль легких, почти прозрачных, облаков до безмятежного глубокого лазурно-голубого небосвода и живых, подвижных бликов на волнующемся море. На первом плане вода выглядит сине-зеленой, почти черной, а у горизонта словно расплавляется в последних лучах уходящего солнца. Прекрасная, величавая архитектура обрамлена листвою деревьев, она не имеет угловатостей, здания на ней тоже округлы и напоминают кроны деревьев. Этот морской пейзаж Лоррена является парной картиной к "Пейзажу со сценой бракосочетания Исаака и Ревекки". Тернер был настолько восхищен этими двумя работами Лоррена, что, передавая в дар Национальной галерее два своих пейзажа, поставил непременным условием дарения то, что они должны висеть между ними. В этом шедевре Лоррен создает идеальный мир, полный тонких световых эффектов, драматичных контрастов и глубоко продуманного движения. Композиционно шедевр Лоррена исполнен в манере, характерной для его лучших работ. В центре картины мы видим сияющее бескрайнее пространство, обрамленное двумя архитектурными массивами (в данном случае классические постройки выполняют ту же роль, что и деревья в "неморских" работах художника). При этом взгляд зрителя как бы "отбрасывается назад", к горизонту. В "небесной" области теплых желтых тонов можно обнаружить отпечатки ладоней и пальцев художника. Тонкие тональные переходы создавались им именно таким способом - рукой, а не кистью.

2.5 "Ацис и Галатея" (1657)

Это полотно в настоящее время хранится в Дрезденской галерее. Произведение написано в классическом стиле, требующем соблюдения строгости, разделения пространства на ряд планов, в картине тщательно выверены пропорции, композиции деревьев обрамляют картину с обеих сторон, словно кулисы или рамка (Ил. 20).

Решив создать морской пейзаж, Лоррен оживил его мифологическим сюжетом с нереидой или морской нимфой Галатеей. Это полотно, как и другие произведения Лоррена, ничего бы не потеряло, оставшись просто пейзажем, без какого бы то ни было литературного сюжета. Дрезденская картина обладает всеми теми же чертами, что и его "Пейзаж с бегством в Египет". И все же, коль скоро есть сюжет, он должен быть понят. По "Метаморфозам" Овидия, Галатея любит красивого юношу Ациса, но в нее был влюблен ужасный одноглазый великан Полифем, который, сидя на мысе и обозревая море, играл ей любовную песнь на своих дудках. Впоследствии, скитаясь безутешно среди скал, он нашел возлюбленную в объятиях соперника. Влюбленные убежали, а Полифем в гневе убил Ациса, метнув в него огромный валун.