logo
Клод Лоррен

1.2 Ранний период творчества

Клод Желле родился в деревушке Шамань, расположенной в герцогстве Лотарингия, недалеко от Нанси. Отсюда и прозвище, под которым художник вошёл в историю искусства: le Lorrain (франц.) - лотарингец. Рано осиротев, он некоторое время пребывает под опекой старшего брата, а в возрасте тринадцати лет приезжает в Рим. Вечный Город станет местом триумфа великого пейзажиста.

Клод Желле появился на свет в 1600 году и был третьим из пятерых детей в зажиточной крестьянской семье. О его детстве известно немного. В начале XVII века независимое герцогство Лотарингия соседствует с Францией, Нидерландами и германскими землями, находящимися под властью испанской короны. Таким образом, будущий художник провёл свои детские годы на пограничной территории, где пересекались различные культурные веяния, причём не только с европейского севера, но и с юга: в результате династических браков герцоги Лотарингские оказались связанными кровными узами с мантуанскими Гонзага и тосканскими Медичи. Экономические и культурные контакты с Италией способствовали тому, что жители Лотарингии были частыми гостями на Апеннинском полуострове.

В возрасте десяти лет Клод остаётся круглым сиротой. Его старший брат Жан оформляет опеку над мальчиком и забирает его к себе, в Фрайбург-им-Брайсгау. В этом немецком городке у Жана Желле, по профессии резчика по дереву, была собственная мастерская. Биографы Лоррена предполагают, что именно там Клод получил первые уроки рисунка и ксилографии (гравюры на дереве).

Однако юный Желле недолго пребывает во Фрайбурге. То ли опека брата была чересчур тщательной, то ли мальчику претило исполнять рутинную черновую работу в его мастерской, но уже в 1612 году он возвращается в родные места, а годом позже, вместе с группой земляков-лотарингцев, отправляется в Италию. По прибытии в Рим Клод Желле нанимается слугой к итальянскому пейзажисту Агостино Тасси (1580-1644). Один из римских приятелей Клода, немецкий художник Иоахим фон Зандрарт (1606-1688) утверждает, что Тасси "свалил на юного слугу слишком много обязанностей, в число которых входили стирка, уборка, приготовление завтраков и ужинов, а также мытьё кистей и палитры". Но в то же время, Клод имеет возможность регулярно наблюдать за работой своего учителя и постепенно превращается из слуги в ученика, а затем становится ассистентом художника. Тасси симпатизирует старательному юноше и с удовольствием обучает его всем премудростям профессии живописца. В 1618 году, вместе со своим мастером, Клод Желле выезжает в Неаполь. Там в течение нескольких лет он совершенствует свои умения и навыки, ассистируя Тасси и посещая мастерскую пейзажиста-миниатюриста, уроженца Кёльна, Готфрида Валса, который снискал славу не столько своими работами, сколько преподавательской деятельностью. У Валса юный художник учится перспективе и архитектуре.

В 1625 году Желле, через Венецию и Баварию, возвращается на родину, где поступает в мастерскую Клода Дерюэ (1588-1660), придворного художника герцога Лотарингского. Обнаруженный не так давно в одном из архивов Нанси договор о росписи городской церкви кармелитов (датирован 17 сентября 1625 года), в котором подпись исполнителя заказа принадлежит Клоду Желле, красноречиво свидетельствует об обретении художником к тому времени статуса независимого мастера.

И всё же лотарингец отчаянно скучает по Риму, сравнения с которым, с точки зрения уровня художественной жизни, не выдерживает даже Нанси, являющийся культурным центром герцогства. В 1627 году Желле принимает окончательное решение переехать в Вечный Город. Через Лион он попадает в Марсель, а оттуда морем переправляется в Чивитавеккья и вскоре оказывается в Риме. Художник арендует жильё на Виа Маргутта - в квартале, заселённом преимущественно приезжими живописцами. Он полон творческих сил и честолюбивых замыслов.

Обращающиеся к жанру пейзажа художники знали и помнили своих предшественников, и в каждом шедевре пейзажной живописи можно найти не только свидетельство о том, как воспринимал природу или городскую среду данный художник, но и указания, часто неприметные, той традиции, которой он следовал. "Перекличка" художников разных стран и эпох образует память жанра.

Лоррен не является исключением, в эволюции его творчества так же прослеживаются влияния современников и предшественников. В своих первых "итальянских" картинах он отдаёт предпочтение деревенским пейзажам в стиле Пауля Бриля (1554-1626) - фламандского живописца, на протяжении всей жизни работавшего в Риме и, по некоторым сведениям, являвшегося учителем Агостино Тасси. Виртуозность и своеобразие манеры этого мастера проявляются, прежде всего, в изобилии мотивов. В едином картинном пространстве он одновременно представлял множество природных явлений и стихий. Крутые скалы и стремительные потоки горных рек, непроходимые лесные чащи и могучие стволы поваленных деревьев, оплетённые плющом, фрагменты руин древних построек и диковинные животные - всё это присутствовало в его немного сумбурных, запутанных, но неизменно таинственных и завораживающих композициях. Однако, кроме этого, характерной особенностью работ Бриля является стремление к единству освещения. Можно провести параллель между его картиной "Диана обнаруживает беременность Каллисто" и "Пейзажем с купцами" Лоррена, последняя композиционным и колористическим решением цитирует работу Бриля (Илл 2 и 3).

Более поздние работы Лоррена демонстрируют его окончательный уход от стилистики Бриля и увлечение живописью Джорджоне, для которой характерны, с одной стороны, стремление к реалистичности, с другой - особая поэтическая атмосфера идиллического спокойствия. Возвращаясь к начальному этапу карьеры французского художника, следует также отметить, что сильное влияние на формирование его стиля оказали не только венецианские мастера, но и Аннибале Карраччи. Так, по примеру венецианцев, Лоррен отдаёт предпочтение картинам мифологической тематики, а вслед за Карраччи, считавшим, что "несколько архитектонических элементов и пара деревьев исполнены большей поэзии, чем огромные замки и густые рощи", Лоррен упорядочивает композицию своих пейзажей, "освобождая" их от нагромождения мотивов. Интересен созданный на данном этапе творчества пандан - пара работ "Осада Ла-Рошели" и "Наступление на Па-де-Сюз" (Илл 4 и 5). Уже в этих ранних работах присутствуют те композиционные приёмы, которым художник останется верен всю жизнь, приёмы, увлекающие взгляд зрителя вглубь картины, - замыкающие вид с боков "кулисы" деревьев или зданий, раскрывающие безграничность мира, изогнутая линия берега, уходящего в расстилающееся море, последовательный переход от тёплых цветов переднего плана к холодным дальнего. Так, композиция "Осады Ла-Рошели..." замыкается кулисами в виде густых деревьев только слева, во второй же работе - с обеих сторон: справа на переднем плане Лоррен изобразил одиноко стоящее дерево и чуть дальше - скалистый пригорок, а слева мы видим другой холм с величественным замком на вершине. Не менее интересен формат работ. Вписать композицию в овал - сложнейшая задача, но, как мы видим, Лоррен берётся за неё уже на ранних этапах своего творчества, возможно, вдохновившись примером А. Тасси и А. Карраччи, также экспериментировавших с форматом (Например, см. илл. 6 и 7).

В 1633 году его принимают в Гильдию святого Луки и в так называемый "Клуб перелётных птиц", представляющий собой содружество иностранных художников в Риме (главным образом, выходцев из Франции, Германии и Голландии). Несколько лет спустя, среди членов этих организаций Клод Желле (уже более известный как Лоррен) получит цеховое прозвище "огнепоклонник" - за пристрастие к изображению солнечного света.

Лоррен сделал свет основным живописно-композиционным фактором. Он -- первый, кто исследовал проблему солнечного освещения, утреннего и вечернего; первый, кто серьёзно заинтересовался атмосферой, её светонасыщенностью. Это заставляет вспомнить об Эльсхаймере, оказавшем воздействие на творчество Лоррена. Мягкая живописная манера и гармоничный колорит усиливают чувство безмятежного покоя, которым полна природа. Адам Эльсхаймер был дружен с Рубенсом и Паулем Брилем. С последним мастера объединял интерес к проблеме освещения. Его особенностью было стремление к передаче разнообразных эффектов красок, воздушной перспективы и света. Эльсхаймер старался передавать впечатления природы точно и поэтично, при тесной связи пейзажных мотивов с фигурами. К тому же, он был одним из первых, кто очень точно передал небесную сферу. Ему великолепно удавалось создавать иллюзию огромной протяжённости пространства, возникающую от тесного сопоставления ближнего и дальнего планов. Именно эти особенности его работ и заинтересовали Лоррена, однако лотарингский мастер достиг таких успехов в развитии данной темы, что затмил своих предшественников.