1. Связующие темперной живописи
Древнерусские иконописцы так же, как и их современники в Византии и Италии писали красками на яйце, которые в Италии называли темперой (от лат. temperare - смешивать), поскольку связующее вещество этих красок представляет собой природную эмульсию. Применяли краски как на цельном яйце, так и на одном желтке. Яичная краска является одной из древнейших в мире: ею пользовались в Древнем Египте, Китае, Шумере и Вавилоне.
Яичный желток отделён от белка оболочкой и находится внутри виттелиновой мембраны. Желток - это самая большая одиночная биологическая клетка. Он состоит на 51% из сухого вещества и на 49% из воды. Жиры-липиды в виде яичного масла составляют 33%, другую часть сухого вещества образуют протеины - виттелина и альбумина, являющихся природными эмульгаторами, эмульсия не расслаивается и способна дополнительно эмульгировать полтора объема масла. Присутствие лецитина замедляет высыхание яичного масла и придает эмульсии эластичность. Яичный белок представляет собой альбумин (белок), состоящий из нескольких слоев разной вязкости.
Куриный желток разводили в зависимости от региона: в Италии - фиговым молоком (сок фигового дерева), вином или винным уксусом, в Северной Европе и на Руси - пивом или квасом, которые добавляли в воду. Эти добавки служили разбавителем и консервантом.
Желтковая темпера являлась стойкой эмульсией и после полного просыхания дает очень прочную, не изменяющуюся в цвете и не растворимую в воде пленку. Эти качества желтковой темпере придает полимеризация животного масла в составе эмульсии, которая происходит в процессе оксидации при высыхании пленки, что занимает несколько месяцев.
Основная часть пигментов затиралась на желтке. Однако желтковая эмульсия считалась слишком грубой и недостаточно прозрачной для лессировочных красок из органических красителей. Она была химически неблагоприятна для пигментов, содержащих серу (киноварь, ультрамарин). Кроме того, не рекомендовалось смешивать с желтком ярь-медянку, так как она портится в смеси с ним. Пигменты, содержащие свинец также химически не совместимы с желтком. Синие и красные (киноварь) лучше было не смешивать с желтком также по оптическим причинам - они теряли чистоту цвета. Известно замечание Ченнино Ченнини о том, что лицо молодой девушки лучше писать на желтке городской курицы, а лицо солдата или старика - на желтке деревенской курицы. Поэтому часть пигментов стирали с яичным белком либо с животным клеем, камедью, гумми, мягкими смолами или с олифой. В иконописном подлиннике Никодима Сийского, например, сказано, что ярь-медянку и другие зеленые краски лучше затирать на меду.
Вторым после желтка связующим в станковой живописи была камедь -- растворимая в воде смола акации (гуммиарабик) и некоторых фруктовых деревьев (вишни, сливы, алычи и т. д.).
Гуммиарабик почти без примесей содержится в соке, добываемом из коры аравийской и африканской акаций. Основное вещество смолы -- это арабин, который состоит из кальциевых и калиевых солей арабиновой кислоты. Гуммиарабик медленно распускается в холодной воде, растворяясь в ней полностью. Высыхая, он образует бесцветную блестящую, стекловидную, твердую пленку. Повторно легко растворяется в воде. Раствор гуммиарабика быстро закисает и плесневеет. Водный раствор гуммиарабика легко и прочно смешивается с эмульсией из желтка куриного яйца.
Вишневую или сливовую камедь добывают из наплывов загустевшего сока, вытекшего из-под пораженной коры вишни и сливы. Это вещество представляет собой стекловидно-прозрачные кусочки различной формы, бесцветные или коричневые (от светло-коричневых до темно-коричневых). Кроме арабина оно содержит вещества, не растворимые, а только набухающие в воде. Из свежей, еще не высохшей вишневой камеди, арабин легче переходит в водный раствор. В России были известны два способа получения раствора камеди. Первый состоял в том, что в стеклянном сосуде, в чистой прозрачной воде распускали кусочки камеди; для ускорения растворения ее помешивали, а затем процеживали через ткань, чтобы отделить нерастворимые вещества и загрязнения. При втором способе камедь заливали дождевой водой и выдерживали четыре-шесть дней. Затем, вероятно, для того чтобы перевести малорастворимые составные части смолы в водный раствор, его подвергали бродильному процессу сроком до 20 дней. После этого раствор процеживали через ткань.
- Фактура красочного слоя
- 64. Упаковка произведений темперной живописи
- Упаковка темперной живописи на дереве
- Темперная Живопись (Бил23,2)
- Часть I. Техника и материалы станковой темперной живописи Глава 1. Из истории технологии средневековой русской темперной живописи
- Глава 2. Укрепление красочного слоя монументальной живописи и раскрытие его от поздних наслоений
- Укрепление и расчистка настенной живописи, находящейся под слоем набелов
- Тема 8. Темперная живопись.