logo
Красочный слой темперной живописи

2. Пигменты темперной живописи

Пигментный состав древнерусской иконописи в целом идентичен византийской и западноевропейской живописи. Некоторые из них крайне редко встречаются в русском искусстве, как, например, свинцово-оловянная желтая, которая была обнаружена в миниатюрах XI века «Изборника Святослава». Следует помнить, что в источниках названия цвета и названия пигментов часто не разделены, что создает определённую путаницу. Например греки часто называли церуссой (cerusssa) белую краску, хотя она могла содержать свинцовые белила, а могла быть приготовлена из гидроцерусита - очень редкого минерала, содержащего свинец.

Цвет краски создается красящим веществом минерального (пигмент) иои органического (краситель) происхождения которые бывают искусственными и натуральными.

Пигмент не растворяется в жидкости, а красители большей частью растворимы в воде, спирте или маслах. Минеральные природные пигменты - это главным образом окислы или соли металлов. Искусственные пигменты производятся химическим путём. Органические красители (лаки), которые применялись в древности, были растительного или животного происхождения.

Эти цветные жидкости, которые осаждались на минеральные неокрашенные частицы (барит, гапс, яичная скорлупа).

Важным физическим качеством красящего вещества является оптическая характеристика - укрывистость, которая тем выше, чем более кристаллическую структуру имеет пигмент. В зависимости от коэффициента преломления света краски делятся на прозрачные, или лессировочные, и непрозрачные кроющие. Аристотель считал хорошими красками те, что «можно видеть одну сквозь другую».