Библиотечные исследования: виды, методика проведения
Результаты исследований позволяют создать развернутую и обоснованную платформу для организации и осуществления деятельности, используются для корректировки планов, проектов и текущей деятельности библиотек.
Сущность исследовательской деятельности библиотек заключается в изучении, анализе и оценке элементов и факторов, оказывающих воздействие на тенденции развития, структуру и характер отношений на конкретном рынке. Особое внимание уделяется анализу влияния внешних факторов, как угроз и шансов развития деятельности библиотеки в определенных условиях.
Исследование, при любом виде исследовании включает в себя несколько взаимосвязанныхэтапов:
-
Подготовка исследования, теоретический этап. Определяют какую проблему собираетесь решить путем проведения исследования, определить группу будущих респондентов (изучаемых). Изучить опыт коллег. Определить вид исследования.
-
Сбор информации
-
Подготовка к обработке и обработка информации. Всю полученную информацию просмотреть и сгруппировать.
-
Анализ полученных данных. Если необходимо, то используют специальные методы обработки информации, если надо то используют и компьютерные программы.
-
Составление отчетов. Делают выводы и дают рекомендации по изменению в работе библиотек.
Анализ документации - метод, основанный на использовании информации, зафиксированной в печатном (рукописном) тексте, в также на любом другом носителе информации. Это может быть анализ читательских формуляров, отзывов о книгах, сочинений, протоколов бесед, обсуждений, диспутов, читательских конференций; анализ впечатлений читателей, выраженных в рисунках и лепке.
Чаще всего используется анализ формуляров. Формуляры детей, если они заполнены по всем правила, оказывают существенную помощь в изучении интересов детей, помогают выявить наиболее читаемую литературу, мотивы чтения, отношение к прочитанному. Учет спроса предполагает фиксацию спроса читателей на литературу. Метод используется для получения широкой картины читательских запросов учащихся разного возраста. Метод позволяет проследить динамику читательских запросов в зависимости от возраста и пола. Полученные с помощью этого метода данные позволяют выявить роль школы, семьи, сверстников, б-ки, средств массовой информации в формировании читательских запросов. Метод учета спроса позволяет б-рям определять эффективность отдельных форм и методов работы с читателями, качество комплектования фонда.
Одним из основных методов библиотековедческих исследований называлось наблюдение. Использование метода наблюдения помогает получить объективные данные о читателях: как они выбирают книги; как реагируют на книгу во время чтения в читальном зале; как воспринимают рекомендации б-ря; как рассказывают о книге; активны или пассивны во время массовых мероприятий.
Наблюдение может быть: непосредственным (предполагающим прямой контакт исследователя с читателями) и косвенным (сведения о читателях б-рь получает через других лиц); открытым (читатели знают, что за ними наблюдают) и скрытым (читатели не знают о наблюдении); длительным или кратковременным; непрерывным (наблюдение ведётся в течении всего времени пребывания ч-ля в библиотеке) и дискретным (наблюдение прерывается в какие-то моменты).
Библиотекарь фиксирует результаты наблюдения. Кроме общих данных отражаются реакция аудитории, высказывания. Данные наблюдений должны носить чисто констатирующий характер, а не объяснительный или оценочный. Методу научного наблюдения свойственна определённая пассивность, невозможность активного воздействия на читателей. Он не позволяет определить причины наблюдаемых явлений и наметить пути воздействия на читателя. Поэтому наблюдение чаще всего используется в комплексе с другими методами.
Другим важным методом библиотековедческих исследований называют эксперимент - метод, позволяющий изучать библиотечные объекты путем активного, планомерного и поддающегося учету воздействия в намеренно измененных условиях.
Среди исследовательских методов важная роль принадлежит методам опроса - беседе, анкетированию, тестированию, интервьюированию.
Беседа помогает выявить отдельные индивидуальные качества личности читателя, общий уровень его интеллектуальной познавательной активности, характер и содержание интересов, стремление к самостоятельному приобретению знаний.
Анкетирование – это заочный опрос, при котором всем респондентам в идентичной печатной форме предлагается система вопросов с возможными вариантами ответов (или без них). Вопросы по своей сути являются материальным воплощением темы, а по форме – основным инструментом проведения опроса. Необходимо грамотно подготовить основной инструментарий - анкету. Составление анкеты представляет большие трудности для библиотекаря. Необходимо соблюдать определенные правила и принципы, знать особенности разных видов вопросов, уметь их правильно сформулировать и правильно располагать.
Интервьюирование – устный опрос «лицом к лицу», построенный на социально-психологическом взаимодействии двух людей: дающего информацию и получающего её. Основой всякого интервью также является перечень вопросов и план с обязательной фиксацией ответов.Особенность этой ситуации – в односторонности интереса, сложность – в необходимости заставить людей говорить о себе. Достоверность ответов, т.е. степень их соответствия действительному состоянию дел, зависит от двух переменных: искренности и осведомленности опрашиваемых в существе вопросов.
Контент-анализ представляет собой метод качественно-количественного изучения документов. Он подразумевает поиск, регистрацию и числовую обработку определенных смысловых единиц, зафиксированных в документе (или совокупности документов), и дальнейшую интерпретацию полученных данных (описание обнаруженных закономерностей, установление взаимосвязей между выявленными тенденциями и т.д.).
- Вопросы к экзамену «Библиотековедение
- Сущность библиографической информации и основные формы существования.
- Организация и методика библиографического обслуживания.
- Библиографирование. Технология составления библиографических пособий.
- Задачи, содержание и технология справочно-библиографического обслуживания.
- Формирование информационной культуры. Библиографическое обучение
- Библиография как общественное явление. Библиографическая деятельность.
- Организация и технология библиографического информирования.
- Система краеведческих библиографических пособий.
- Библиографическая работа детской библиотеки.
- Библиотечные исследования: виды, методика проведения
- Система библиотечного обслуживания детей, подростков, юношества.
- Национальные библиотеки рф.
- Муниципальные публичные библиотеки.
- Центральные региональные библиотеки.
- Выставочная деятельность библиотек.
- Библиотечное краеведение.